В нашей стране женщины всегда стремились в небо. И в не столь уж давнем прошлом многие из них становились настоящими героинями воздушных стихий. И первой женщиной-космонавтом стала наша соотечественница - Валентина Терешкова.
Удивительно и непонятно, но сейчас все иначе. В США женщин-пилотов, работающих в коммерческих гражданских авиакомпаниях более 7000, а капитанов воздушных судов около 800. За океаном женщины не редкость и в военной авиации. Уже есть полностью женские экипажи транспортных гигантов С-130, боевых вертолетов "Апач". Даже на консервативном в женском вопросе арабском Востоке в авиакомпании Etihad Airways есть женщины-пилоты на А320. В России же во всех авиакомпаниях не более двух десятков пилотесс. Если за границей женщина-пилот норма, то у нас это почти подвиг. И все-таки есть женщина-пилот, не только покорившая небо, но и готовая к полету в космос. Это - Надежда Кужельная, пилот аэробуса А320, прошедшая полный курс космической подготовки.
Надежда Кужельная единственная в мире действующая пилотесса, обладающая дипломом космонавта! За всю историю отечественной космонавтики только три женщины побывали в космосе - Валентина Терешкова, Светлана Савицкая и Елена Кондакова. Еще несколько лет назад в этом списке могла появиться Надежда Кужельная. О ней писали много, особенно накануне несостоявшегося полета. До отряда она окончила МАИ, научилась летать в аэроклубе, выступала в женской пилотажной группе при ОКБ имени Сухого, стала членом команды "Ласточки" - женской сборной России, по мастерству не уступающей пилотам "Русских витязей" или "Стрижей".
Оставалось всего полшага до космической орбиты, но места на кораблях "Союз ТМ" стали продавать ино¬странцам. У русских возможность полететь была только в кресле командира корабля. На это место мог претендовать лишь тот, кто имел опыт космических полетов. Получилось, что коммерческая космонавтика перекрыла дорогу в космос очень многим россиянам, и не только женщинам. В 2003 году Надежда Кужельная, последняя женщина в российском отряде космонавтов, в неполные 40 лет ушла из отряда.
Только недавно стали летать в космос те, кто готовился с ней.
А она реализовала свою юношескую мечту: окончила Ульяновское высшее авиационное училище и стала пилотом гражданской авиации, освоила два типа самолетов: Ту-134 и А320.
"Поверить в женщину-пилота и доверить ей управление пассажирским самолетом - смелый шаг, на который отважится не всякая авиакомпания", - говорит Надежда.
Сначала было физически тяжело, Ту-134 изначально сконструирован как военный самолет, с расчетом на рослых, широкоплечих парней. Кужельная не скрывает, что летать на "тушке" было очень тяжело. После Ту-134 аэробус А320, за штурвал которого несколько лет назад пересела Надежда, показался ей настоящим раем. Компьютеризированный лайнер требует от пилота не физической силы, а интеллектуального мышления. Ей пригодились навыки программиста, которым она работала несколько лет, а также год учебы в МГУ на вечернем отделении мехмата.
Дочка Катя, которая родилась в 1999 году, ждет маму на земле. Если дочь однажды скажет: "Хочу быть пилотом", Надежда ответит: "Тебе придется отказаться от огромного количества вещей, много работать над собой и никогда не плакать, несмотря на то, что ты - девушка…" В этих словах ее собственный опыт, ее жизнь, в которой теперь она ни о чем не сожалеет. Надежда считает, что быть пилотом современного гражданского авиалайнера не менее престижно, чем космонавтом. Пожелаем же Надежде в День 8 марта веры и любви!