Свои амбициозные планы по модернизации инфраструктуры города московские власти связывают с активным привлечением иностранных инвестиций. Что же намерены они сделать, чтобы заслужить доверие инвесторов? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал министр правительства Москвы, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин.
Российская газета: Сергей Евгеньевич! Глава департамента внешнеэкономических и международных связей впервые получил статус министра правительства Москвы. О чем это говорит?
Сергей Черёмин: Повышение статуса департамента - это ясный сигнал представителям международного бизнес-сообщества о том, что власти искренне заинтересованы в изменении инвестиционного климата города, в привлечении не краткосрочных, а долгосрочных стратегических инвесторов. Министру в данном случае отведена своеобразная функция омбудсмена для тех, кто услышит наш призыв.
РГ: Чем не устраивает власти существующий инвестиционный климат?
Черёмин: Тем, что прямые инвестиции в Москву драматически - почти вдвое - сократились сначала в 2009 году. Падение продолжилось и в 2010-м, несмотря на то что общеэкономические показатели в целом по стране после мирового финансового кризиса стабилизировались. В столице же за 9 месяцев прошлого года (более свежих данных пока нет) они составили всего 2,23 млрд долларов США, или почти на 40 процентов меньше, чем год назад. Значит, в целом за прошлый год наберется не более 4 миллиардов долларов США. И это на фоне того, что в ряде субъектов РФ наблюдался буквально взрывной рост прямых инвестиций. Примеров множество: Калужская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область. Крупнейшие зарубежные компании открыли там серьезные производства, создав тысячи новых рабочих мест. Из Москвы же в это время инвесторы только уходили - в ту же Московскую область. В результате в столице практически не осталось крупных проектов.
РГ: А почему уходили, вы знаете?
Черёмин: За последние годы в регионах страны, которые демонстрируют заинтересованность в инвестициях, проведено много исследований на этот счет. К сожалению, Москва, уверовав, что она исторически является во всем лидером, в них не участвовала. Мы стараемся изменить эту ситуацию, взаимодействуем с ведущими мировыми консультационными компаниями и хотим получить конкретные рекомендации, что следует в корне изменить. Это своеобразный объективный репутационный аудит. Ни для кого не секрет, что ранее существовала полная непрозрачность принимаемых решений по проектам. Годами длившиеся согласования проектно-разрешительной документации дополнительно отягощались коррупционным фактором на всех бюрократических уровнях. Таких испытаний не выдерживали даже самые стойкие бизнесмены и крупнейшие компании.
РГ: Что в итоге потеряла Москва?
Черёмин: Потеряла главное, то, что зарабатывается многими десятилетиями, - долгосрочное доверие инвесторов, надежду на то, что можно преодолевать административные барьеры и участвовать в честной конкуренции.
РГ: Как новое правительство Москвы намерено вернуть это доверие?
Черёмин: На своей первой встрече с главами дипломатических ведомств, аккредитованных в России, которая прошла в Петровском дворце 15 декабря, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что город отныне полностью открыт для инвесторов. Здесь больше не существует табу ни на один проект и деления на "свои" и "чужие". Сегодня мы приглашаем партнеров не только в такие "сладкие" проекты, как строительство торговых центров и пятизвездочных гостиниц, но и в сооружение новых линий метрополитена, развитие транспортной инфраструктуры, модернизацию здравоохранения, создание инновационно-промышленных зон. Практически во всех программах, реализацией которых сейчас занимается правительство города с целью создания максимально благоприятных условий для проживания москвичей и гостей столицы, найдется место и зарубежным инвесторам.
РГ: Те, кто откликнется на этот призыв, не утонут в прежних бюрократических согласованиях и поборах?
Черёмин: Любые перемены - процесс эволюционный и небыстрый. Ведь жить в комфортном, безопасном, процветающем мегаполисе хотят все! Так давайте стремиться к этому, впитывая лучший мировой опыт Сингапура, Шэньчжэня, Дубая, Вены, других привлекательных для проживания мегаполисов. Порой в зарубежных командировках мы восхищаемся максимально упрощенными и прозрачными процедурами принятия административных решений, четкими регламентами взаимодействия с предпринимателями, понятными правилами игры. Необратимо движется по этому цивилизованному пути и Москва. Уже сейчас иностранные компании могут принимать участие в электронных торгах и открытых тендерах, в ходе которых осуществляются все крупнейшие закупки по госзаказу Москвы. Уже одно это избавляет их от обращений к услугам посредников.
РГ: У вас уже состоялись первые заграничные визиты. Что они показали?
Черёмин: Самый первый визит в Киев, хотя и носил больше протокольно-дружественный характер, продемонстрировал, что для правительства Москвы взаимоотношения со столицей Украины имеют приоритетное значение. Конечно, скорее всего, мы не привлечем пока стратегических украинских инвесторов - эта страна сама еще не оправилась от кризиса. Больше, пожалуй, мы надеемся на использование научного и инженерного потенциала Киева в различных сферах экономики Москвы, например в строительстве того же метрополитена.
РГ: А визит в столицу Южной Кореи чем оказался полезен?
Черёмин: В Сеуле мы увидели множество интересных решений, которые, надеюсь, могут быть использованы для улучшения транспортной ситуации и у нас. Это, в частности, выделенные полосы для автобусов, проложенные прямо по центру магистралей. Грамотно организованные универсальные транспортные узлы, на которых очень удобно пересаживаться с одного вида транспорта на другой. Отличная информационная система - здесь вы точно знаете, когда нужный автобус подойдет к остановке, сколько времени он будет идти до пункта назначения. Это помогает горожанам экономить драгоценное время. Впечатлило и знакомство с метрополитеном. И что интересно, по одной и той же ветке подземки наряду с обычными составами ходят экспресс-поезда. Понравилась универсальная система оплаты проезда: одной карточкой можно рассчитаться в любом виде транспорта. Но я еще раз повторяю: наша задача - сделать Москву городом, открытым для любых полезных, прогрессивных идей и решений. Вот почему, приступая к решению транспортной проблемы, мы изучили опыт также Лондона, Парижа, Абу-Даби, Сингапура, Нью-Йорка. Главное внимание всюду уделялось тому, как это может быть использовано в Москве. Сейчас часто звучит название "интеллектуально-транспортная система". Ее создание - одна из приоритетных для нас сейчас задач. Я убежден, что проблемы подобной сложности можно решать, лишь используя опыт мировых лидеров и ведущих российских компаний, объединенных в консорциум.
РГ: Вы затронули проблему метро в Корее. А есть ли там революционные решения?
Черёмин: Для мегаполисов метрополитен - жизненная необходимость. К сожалению, в последние годы темпы его строительства в Москве значительно снизились. Одна из причин - недостаток финансирования за счет бюджета. В Сеуле мы познакомились с опытом частно-государственного партнерства в строительстве подземки. Например, для прокладки 9-й линии там использовались внебюджетные источники, и сегодня линия успешно управляется консорциумом компаний на принципах 30-летней концессии. Для Москвы это очень интересное решение, ведь нам надо ускорить темпы строительства новых веток. Особенно в районах, находящихся за пределами города.
РГ: Чтобы зарубежные инвесторы почувствовали, что политика Москвы по отношению к ним меняется, с ними надо, видимо, почаще встречаться...
Черёмин: Что мы и делаем ежедневно. Очень полезным оказалось пребывание делегации Москвы на Давосском экономическом форуме. Как раз в эти дни представительная делегация правительства Москвы во главе с первым заммэра Владимиром Ресиным отправилась во Францию, где открывается традиционная выставка недвижимости МИПИМ-2011. В Каннах на коллективном стенде города будет представлено немало интересных для зарубежных инвесторов проектов. В частности, проект реконструкции микрорайона 126 района Рязанский на юго-востоке столицы, жилые комплексы "Дом Андреевский" и "Снегири-Эко" и целый ряд других. А еще впереди "Дни Москвы" в Берлине, Гессене, Баварии, а также несколько роудшоу в Европе, Северной Америке, Азии, где также запланированы встречи с ведущими инвестиционными группами, фондами, отдельными инвесторами и рассказ о новой политике города. Кроме того, намечена серьезная программа взаимодействия по этой тематике со СМИ, такими известными каналами, как Блумберг, Си-эн-эн, Би-би-си. В ходе реализации стратегии взаимодействия с инвесторами мы планируем максимально задействовать и российский информационный ресурс.
РГ: Какого эффекта от этой работы вы ожидаете?
Черёмин: Отдаем себе отчет в том, что для серьезного изменения ситуации нужно время. И все-таки ставим перед собой амбициозную задачу: постараться поднять в первую очередь прямые инвестиции хотя бы на докризисный уровень.
РГ: Но ведь в 2008 году в экономику города поступило 25 миллиардов долларов США. Значит, сейчас предстоит поднять прямые инвестиции в шесть раз?
Черёмин: Это голубая мечта, но мы постараемся сделать все для того, чтобы она стала реальностью.