Я довольно давно пишу колонки в разных изданиях. В последнее время с особым удовольствием делаю это в "РГ" (особое удовольствие вызвано тем, что "РГ" оказалась первой в моей жизни газетой, где мой текст не правится вообще, - ни единого слова, ни единой запятой). И вот впервые в своей практике я, как говорили во времена моей журналистской юности, "возвращаюсь к напечатанному".
"Напечатанное" - это колонка о проблемах образования ("РГ" от 21 февраля с.г.). Возвращаюсь, потому что и на сайт газеты, и на форум моего сайта пришло очень много откликов. Хочется и ответить, и разъяснить то, что осталось неясным. Мне кажется это важным, потому что на самом деле важнее темы образования сегодня нет: кого мы образуем сегодня, такая страна у нас и образуется завтра.
Мысль о том, что в школе должно быть интересно учиться, мне, честно говоря, казалась весьма незамысловатой. Ведь если в школе не привить человеку любовь к получению знаний, обучение теряет смысл.
И вдруг люди стали возмущаться. "Не может быть в школе интересно, - пишут люди. - В школе трудиться надо!"
Одна из посетительниц моего сайта прямо так и заявляет: "У меня складывается такое впечатление, словно мы говорим не о школе, куда ребенок приходит за знаниями, а о театре, куда зритель идет за удовольствием, о театре, в котором учитель - артист, ребенок - зритель".
Вона как! Взрослый человек, не любящий свое дело, безусловно, персонаж трагический. А ребенок, который в течение одиннадцати лет занимается тем, что терпеть не может, - вроде как нормально. Если бы мы сумели создать школу, в которой учитель - артист, а ребенок - зритель, мы бы жили в другой стране - нет разве? Понятно, что это не сделать мгновенно никакими реформами, но стремиться, по-моему, надо именно к этому.
Вообще читательские отклики продемонстрировали мне одну очень неприятную тенденцию: мы не уважаем своих детей. Мы им, конечно, желаем блага, мы их кормим, одеваем, обуваем, с особым восторгом воспитываем. Но не уважаем.
Новый стандарт образования предполагает, что у старшеклассника будет возможность выбора. Мне казалось, что это уж, безусловно, хорошо. Ан нет.
Вот Люся из Одессы обращается ко мне на сайте "РГ": "Вспомните себя, ваш папа, наверно, не давал вам выбора, а заставлял учить предметы. И вы ему благодарны за это". Мой папа, к слову сказать, никогда не заставлял меня учиться и на выпускном вечере поблагодарил учителя физики за то, что тот особо меня не мучил, понимая, что я - явный гуманитарий.
Таких писем множество. Одна из посетительниц моего форума возмущается: мол, что вы требуете умения выбирать от детей, когда и взрослые-то этого не умеют.
Хочется крикнуть в пространство Интернета: да взрослые потому и не умеют выбирать, что их в детстве этому не научили. Наши дети взрослеют сегодня гораздо быстрее, чем взрослели мы. Почему же под сомнение ставится возможность выбора в старших классах?
Может быть, мы когда-нибудь научимся понимать, что дети - это не недоделанные взрослые, а люди, только другие. И так же, как и мы, эти люди не желают тупо выполнять чужую волю. Так же, как и мы, они хотят, чтобы их уважали. Так же, как и нам, им хочется быть свободными. Детство и юность - это ведь не просто преддверие взрослой жизни, это сама по себе жизнь - серьезная, трудная и интересная. И она требует к себе уважения.
Сергей Анатольевич на сайте "РГ" вообще считает, что разговор о свободе школьников - это вредительство. Не доросли они, мол, до свободы. Интересно только в связи с этим понять: откуда вдруг возьмутся свободные граждане свободной страны, если одиннадцать лет они растут в рабстве.
В огромном количестве откликов пишется о том, что школа должна давать базовые знания, а реформа вроде как этому мешает.
Повторю еще раз: у нас нет в школе общего образования, у нас есть общая необразованность.
Примерно полгода назад мы начинали делать нашу телеигру "Ночь в музее". Вместе с продюсером программы и шеф-редактором мы проводили кастинг: проверяли людей на общее развитие, для того чтобы собрать команды игроков. Все, кто приходил к нам, были жителями Москвы или крупных областных центров.
Так вот, скажем, вопрос, какая вера была на Руси до христианства, у присутствующих вызывал шок. Кто с кем воевал в Гражданскую войну в России в начале ХХ века, приводил к мучительным размышлениям.
Но наибольшее удивление вызвала девушка-экономист с высшим (!!!) образованием. Ее спросили: "Что происходило в СССР в 1941-1945 годах?" Она ответила: "Война". "А кто руководил нашей страной в это время?" После некоторого раздумья экономист с высшим образованием ответила: "Петр I".
Когда я рассказываю это своим знакомым, они говорят: "Не может быть! Врешь!" Может. Не вру. Есть свидетели.
В результате мы, конечно, нашли хороших игроков - людей разного возраста с нормальными знаниями. Конечно, такие тоже есть. Но разве мы не видим, что как раз общий уровень образования сегодня упал? Так, может быть, не гнаться за этим улетающим журавлем? Может быть, стремиться к тому, чтобы сегодняшние дети имели более углубленные специальные знания?
Не могу согласиться и с мнением незарегистрированного пользователя сайта "РГ", который 25 февраля написал: "Предлагаемый стандарт ничего плохого в себе не несет. Кстати, этот вариант обучения у нас был опробован в подмосковной школе еще в 1991-м. Назывался он "12 вариант". И как результат - все поступили ЭЛЕМЕНТАРНО в ведущие вузы страны. Кто в технические, кто в гуманитарные. И за репетиторов никто не платил...".
Проблем в новом стандарте образования, что называется, выше крыши. Например, совершенно неясно, что за предмет такой "Россия в мире" и как будут обучать "Основам безопасности жизни". Но повторю еще раз - в стандарте этом есть самое главное: понимание того, что современный молодой человек имеет право выбрать в школе то, чем будет заниматься в дальнейшей жизни и уделять этому больше внимания и сил.
Мне кажется, что никто до конца сегодня не понимает, к чему это приведет. А в России, если будущие перспективы не ясны, непременно ждут чего-нибудь плохого. Но ведь если какие-то предметы станут изучаться углубленно, значит, учителя просто обязаны будут их углубленно преподавать.
У меня на форуме очень много писали о том, что надо повысить учителям зарплату. Это абсолютно правильно. Мне вообще кажется, что счастливой будет та страна, где учитель и врач получают больше, чем политик и депутат. Но важность решения экономического вопроса вовсе не отменяет решения иных сущностных проблем школы.
Введение новых школьных стандартов - это еще и признание того факта, что наша школа серьезно больна. Она нуждается не в бесконечных обсуждениях того, как ее лечить, а уже, собственно, в лечении.
Я благодарю всех, кто откликнулся на мою колонку, - и согласных, и несогласных. Образование наших детей - это наше общее дело. Давайте разбираться в нем спокойно.
Мы навсегда в ответе за тех, кого научили.