09.03.2011 19:35
Экономика

Десятки судов в Финском заливе не могут передвигаться из-за сложной ледовой обстановки

Десятки судов в Финском заливе не могут передвигаться из-за сложной ледовой обстановки
Текст:  Анна Шевнина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №48 (5424)
Читать на сайте RG.RU

В Финском заливе практически парализовано передвижение грузовых судов. Прохождения в северо-западные порты ожидают более 60 судов.

Специалисты утверждают, что одному ледоколу потребуется около суток, только чтобы забрать одно судно, так как кромка льда тянется далеко на запад от Таллина. По некоторым данным, сейчас средняя толщина льда на пути следования судов составляет от 30-50 сантиметров, местами достигает одного метра. Ледовая обстановка для судов этой зимой получилась одной из самых сложных за последние несколько лет. Нарастание льда связано не столько с сильными морозами, сколько с ветром - проторенный ледоколом путь моментально замерзает, приходится прокладывать заново, ветром в акватории порта создаются заторы из занесенного туда льда.

К примеру, температура прошлой зимой была значительно ниже, но судоходная обстановка не была так осложнена, как в этот раз. Ледоколов катастрофически не хватает, один такой корабль может обойтись порту примерно в 5 миллиардов рублей. Призванные помочь ледокольные суда все равно не смогут полностью изменить положение. Большая часть работающих сейчас на месте ледоколов - портовые, они могут работать только недалеко от берега. На дальних расстояниях в Финском заливе, с серьезной толщиной льда требуются ледоколы арктического типа. В конце февраля начал работать и атомный ледокол "Вайгач", а вызванный на подмогу арктический "Капитан Драницын" доберется до Финского залива только на днях. А тем временем, по оценке сотрудников некоторых судоходных компаний, из-за простоя одного судна владелец может потерять от 15 до 30 тысяч евро.

В Большом порту Санкт-Петербурга прямо сказали, что объективно поговорить о проблемах этой зимы смогут только через несколько месяцев, когда лед в заливе полностью сойдет.

- Ситуация пока не меняется, - сообщили в администрации порта, - суда не двигаются, ледоколы по-прежнему не справляются. Ведь мы, к сожалению, не имеем возможности предоставить ледокольное судно для каждого корабля, ожидающего проводки. Поэтому по пути, проложенному одним ледоколом, двигается одно судно, потом этой же дорогой второе, третье. Если путь не успевает снова замерзнуть.

Сложившаяся ситуация повлияла не только на грузовые суда. Пассажирский паром вместимостью в полторы тысячи человек Princess Maria, осуществляющий рейсы между Санкт-Петербургом и Хельсники, уже трижды опаздывал, причем дважды - за прошедшую неделю. Прибытие парома задерживалось более чем на 10 часов - судно не могло пройти из-за льдов. Как прокомментировали "Российской газете" в компании, осуществляющей пассажирские перевозки этим паромом, теперь график движения паромов несколько изменен: и вместо 11.30 они будут заходить в порт лишь к 14.00.

- Положение, конечно, неприятное, - рассказал генеральный директор компании Игорь Глухов, - но это, однако, не дает никаких поводов говорить о срыве туристических программ и накалять ситуацию. Никто из пассажиров у нас не скучает и не голодает.

По словам Глухова, в отношении водных перевозок уже давно надо поменять приоритеты. Не стоит забывать, что Санкт-Петербург не только крупный грузовой порт, но еще и пассажирский. Это направление в городе еще только развивается, и мы существенно отстаем по пассажироперевозкам, например, от Швеции. Там в день совершается до 14 заходов паромов в порты. Глава компании считает, что нужно как-то подстраиваться под новую ситуацию, тем более что по закону приоритет прохождения в порт и так должен отдаваться пассажирским судам. А что будет, когда в Питере увеличится количество пассажирских паромов, а зимы останутся такими же суровыми, - на этот вопрос пока ответа нет. Более того, профессионалы утверждают, что март по ледовой ситуации будет самым сложным месяцем, ледообразование продолжится.

Экономика Санкт-Петербург Северо-Запад