Заслуженному артисту России Петру Зайченко, живущему в Волгограде, и получившему недавно приз имени Александра Абдулова, иногда кажется, что его забыли.
Так ли это? Он снялся более чем в сорока фильмах и не только в России. Неповторимый таксист из фильма Павла Лунгина "Такси-блюз", казак Метелица в "Тарасе Бульбе", боцман в "Пассажирке". После успеха картины "Такси-блюз" в Каннах, у актера и начались съемки за рубежом. Кроме Испании и Бельгии снимался в Польше, у режиссера Владислава Пасиковского в фильме "Псы-2. Последняя кровь". А недавно на фестивале "Дух огня" Петр Петрович был награжден актерским призом имени Александра Абдулова за лучшую мужскую роль в картине "Сибирь. Монамур" молодого режиссера Славы Росса. Картине, которая получила на том же фестивале Гран-при "Золотую тайгу", еще суждено прогреметь у нас, но сначала она попробует заявить о себе за рубежом, поскольку ей заинтересовался Люк Бессон.
Петр Зайченко играет в фильме главную роль - старика, живущего в сибирской тайге вместе с внуком. Роль экстремальна и потребовала от актера, у которого в реальной жизни уже два внука, большой отдачи. Обозреватель "РГ" поговорила с Петром Зайченко об этой и других его работах.
Не дед, а идея
Российская газета: Петр Петрович, вы говорили, что ради работы у Славы отказались от многих интересных предложений. Настолько ему поверили?
Петр Зайченко: Конечно, поверил. Потому что... Выбрать фильм, где будешь работать, это в хорошем смысле, как полюбить и жениться.
Молодой умный режиссер Слава Росс говорит, что у меня этот дед сначала по сюжету - просто человек, хотя и очень суровый. Но потом, когда все отдает за спасение внука, он уже - идея, потому что обычный человек этого не может выдержать, тем более старый. Как бы уже все случается: и собаки рвут, и отстреливался, и в болоте тонул, и горную речку переплывал. Кстати, страшный мост на афише фильма "Сибирь. Монамур" - он настоящий. Мы пришли и сняли, как я по нему шел, хотя было очень опасно. Я когда потом смотрел кино, думал: зря я так слишком уж рискую. Там на самом деле провалиться можно было. И вот доказательство: у нас была пролонгация съемок, потому что в 2008 году грянул кризис, и они прекратились. В 2009 году мы приезжаем заканчивать фильм, а мост развалился. По-настоящему.
РГ: Предложения после этого фильма посыпались?
Зайченко: Сейчас у меня есть странное предложение, потому что мне дорого досталась "Сибирь. Монамур". Мне ведь после нее операцию сделали. Потому что плавание в Сибири зимой в тайге просто так не далось. Я сильно простыл, на силе воле держался. А когда мы все сняли, домой приехал, и - все!
В следующем фильме у режиссера Олега Погодина я снялся с палочкой. Мы там, правда, схитрили, придумали необыкновенную палку. А сейчас мне знакомый художник сказал: "Петрович, ты не волнуйся, один режиссер тебя заочно уже утвердил на лето сыграть безногого" (смеется). Я говорю, мол, как, совсем безногого? Потому что одноногого я уже играл, в сериале, который часто крутится для народа.
Братья по роли
РГ: Это любимые зрителями "Дальнобойщики". А что за фильм у Олега Погодина?
Зайченко: В ноябре я закончил сниматься - полнометражный фильм называется "Дом". Съемки проходили в Симферополе. Мы с Богданом Ступкой играем в картине братьев, которые так любят друг друга, что дерутся насмерть. В "детках" у нас ходят - Сергей Гармаш, Владимир Епифанцев, Катя Редникова.
РГ: Как проходили съемки?
Зайченко: Наверное, дольше, чем планировалось изначально. Во-первых, погода нам не подыграла. Во-вторых, ужасно "дефицитные" тот же Гармаш, Епифанцев. С Сережей Гармашом мы давние друзья. А с Богданом Ступкой мы были знакомы только по "Тарасу Бульбе". Если вы помните мою роль...
РГ: Я очень хорошо помню вашу роль - Метелицы. Говорят, вы для нее усы три месяца отращивали.
Зайченко: Так вот я в то время уже снимался на Канарах у Говорухина в "Пассажирке". И меня на один день вызвали с Канар в Запорожье. Прилетел в три утра. А к восьми - на площадку. Массовка стоит. И входит режиссер - Владимир Бортко. Он вообще очень темпераментный, а тогда был почти злой: такой громадный фильм, и, как всегда, не все ладится. Дело ведь не только в творчестве, но и в производстве. Например, такие вещи - оказалось, что волов нельзя просто так выпустить. Их нашли где-то в Молдавии, а через границу переправлять животных хуже, чем людей.
И Бортко, которому приходилось решать все эти проблемы, увидел меня сразу на площадке, когда я уже был одет, загримирован. Подходит и говорит: "Текст знаешь?" Я думаю, как же его немножко "разжать". Говорю: "Владимир Владимирович, вы понимаете, у меня там, на Канарах, сценария не было, я текст по повести выучил. Поэтому, как говорить, по Гоголю или по сценарию?" Он мне: "Мне говорили, что ты казак такой - подковыристый". (На самом деле у Гоголя Метелица - персонаж бессловесный. А в фильме для этой роли объединили все реплики казаков, которые есть в повести. - Прим. С.А.)
РГ: Как работалось с Богданом Ступкой?
Зайченко: Мы со Ступкой организовывали "семинары". Пели. Он очень любит петь. У него и отец был певец, с оперным голосом, но пел в хоре. А я считаю, что сам прилично пою. Потому что, например, в Испании есть такой режиссер Энрике Гэбриел, который уже дважды меня снял. Первая картина называется "Крапачук". У меня за нее в Испании приз за лучшую мужскую роль. А вот относительно недавно вышел фильм "Видас пикеньяс", в переводе на русский язык - "Маленькие судьбы". И в обеих ролях я пою. А в "Тарасе Бульбе" надо было петь Володе Епифанцеву. Только одну казачью песню. (Поет) "Не для меня цветет весна. Не для меня Дон разольется. И сердце девичье забьется в восторге чувств не для меня..."
В общем, очень хорошо мы со Ступкой дружили. Обменялись книгами. У меня есть книга, которая называется "Жизнь важнее искусства". И это не только воспоминания о съемках, но еще и мои рассказы. А у Ступки книга, написанная о нем киевским искусствоведом. Очень интересная и серьезная. В конце съемок мы подошли к Олегу Погодину и подарили каждый по книге.
Молодых дисциплинируют финансы
РГ: Олег Погодин, Слава Росс, все молодые режиссеры. Как с ними работается?
Зайченко: Когда я совсем старый стал, то мне повезло. Первым был Игорь Волошин. У него есть короткометражка - "Охота на зайцев", которая имеет много зарубежных призов. История про деда и внука. После Волошина я попал к другому молодому режиссеру. Алексей Федорченко для меня молодой. И я сыграл у него машиниста в "Железной дороге". С Володей Машковым мы давние приятели, еще со времени "Русского бунта". Могу ему сказать, Володя, я машиниста раньше сыграл, чем ты в "Крае"!
Я снялся у Ани Фенченко в короткометражке "Сватовство". И на Всероссийском фестивале "Улыбнись, Россия!" получил за эту работу приз за лучшую мужскую роль.
Сегодня молодых дисциплинирует финансовая проблема. Потому что когда-то, например, в советское время, мой первый режиссер - изумительный Абдрашитов пригласил меня сниматься в "Параде планет". Хотя открыл меня Василий Шукшин. Но умер, и снять не успел. И через девять лет меня нашел Абдрашитов. И тогда уже пошла моя карьера. Начал я поздно, в 40 лет...
Так вот с режиссерами старшего поколения - они все-таки получали деньги и начинали тратить. Теперь же этим молодым, кроме того, что они почти все сами: и сценарий напишут, и режиссируют, они же еще должны деньги найти, а потом только уже искать актеров и все прочее. Не скажешь же актеру: "Давай вместе деньги искать!"
Десять фильмов
Петра Зайченко
1. "Парад планет"
2. "Плюмбум, или Опасная игра"
3. "Такси-блюз"
4. "Затерянный в Сибири"
5. "Завещание Сталина"
6. "Мусульманин"
7. "Дальнобойщики"
8. "Крапачук"
9. "Русский бунт"
10. "Цирк сгорел, и клоуны разбежались"