10.03.2011 00:25
Общество

Мария Городова: как распознать природу греха и победить соблазн

Душа, привычная к греху, отдается ему без борьбы
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №50 (5426)
Читать на сайте RG.RU

Если человек не видит, что погружается во грех, он становится игрушкой в руках дьявола.

"Мария, здрасьте! Смотришь криминальную хронику, и волосы дыбом встают. Ученики избивают учителей, матери зверски издеваются над детьми. Внук ради квартиры заказывает бабушку, водитель, которому сделали замечание, стреляет в обидчика. И на суде все эти нелюди талдычат одно: "Сами не знаем, как все случилось - будто бес в нас вселился, бес нас попутал!" Вот уж нашли отмазку, валить все на беса, благо религия у нас в стране сейчас на коне. А как же ответственность человека за то, что он творит?"

Равиль С.

Здравствуйте, Равиль! Равиль, совсем не дело журналиста рассуждать о том, в кого вселился бес, а в кого нет. Но вот рассказать, как происходит сочетание души человеческой с этой губительной для нее сущностью, думаю, стоит. Тем более я сама обещала это сделать в статье "Бес попутал" ( "РГ - Неделя" N 5358).

Рыкающий лев

"Внутреннее наше всегда заключено, - то есть закрыто, писал о душе человека святитель Феофан Затворник, - Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же наше внутреннее отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит... Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек". То есть это во власти человека: распахнуть свое сердце для Господа и дать Божественной благодати действовать в нас или же в результате своей расположенности к делам дьявола впустить его хозяйничать в свою душу. По слову апостола Петра противник наш, "дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить", поэтому, призывает апостол, "трезвитесь и бодрствуйте".

Так как противостояние бесовским силам одна из главных тем в творениях святых отцов, то за два тысячелетия христианства здесь накоплен бесценный для всех нас опыт. Сама борьба с силой, препятствующей обожению человека, называется "духовной бранью", или "невидимой бранью" - потому что она невидима для нашего обычного зрения, а доступна только зрению духовному. Духовной брани посвящены многие тома, написанные воинами христовыми, то есть теми, кто ведет эту постоянную невидимую духовную битву. Более того, в мире регулярно собираются богословские конференции, обобщающие опыт в этой сфере, конференции, на которые съезжаются подвижники и выдающиеся умы современности. При этом - если вдуматься, то это поразительно! - основная масса людей, даже грамотных, просвещенных людей, абсолютно не сведуща в том, что это за сущность такая - враг рода человеческого и каковы его возможности в нападках на человека. Мы черпаем свои представления об этой губительной силе из голливудских ужастиков, создавших своего рода мифологию нечисти, или же из опусов расплодившихся донельзя проходимцев, как бы они себя ни называли: колдуны, знахари-целители (в пятом поколении, естественно), экстрасенсы, парапсихологи, магистры черно-белой магии и прочие хироманты...

Меж тем информация о том, как бес проникает в душу, каковы механизмы этого внедрения и может ли человек что-то противопоставить этой погибельной агрессии, жизненно важна для каждого из нас. Итак, дайджест святоотеческого учения о невидимой брани с врагом рода человеческого.

Прилог, сочетание, соизволение

Первое: грех, совершенный нами, открывает нашу душу для дьявольского воздействия. Дьявол укрепляется в душе по мере нашего укоренения во грехе. Как отмечают святые отцы, одержимость бесами вовсе не обязательно следствие каких-то экстраординарных грехов, часто вселение дьявола является результатом укорененности в пороках обыденных, распространенных, банальных: гнев, зависть, раздражительность, злословие...

Второе: грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно. И знание этих этапов проникновения греха в душу человека очень важно. Потому что здесь и пролегает линия борьбы с лукавой силой, борьбы, ограждающей нашу душу от губительного воздействия бесов. И, Равиль, кстати, граница ответственности человека за то, что он делает.

Каковы же эти этапы проникновения греха в нас? Первый этап называется прилогом. В человеке возникает легкое, не всегда осознанное и конкретизируемое желание, соблазн, помысел: "Ах, какая фигура у этой женщины..." или: "Классная тачка!..", "Да тут денег немеряно...", "Когда же этот ребенок прекратит орать?..", "Эта училка меня задолбала!..", "А бабка нехило устроилась, какая квартирка!.." Вариантов множество. И неслучайно я во всех этих примерах ставлю многоточие. Прилог - это в большей степени неоформленное мыслью желание, соблазн, возникший при виде привлекательной женщины, шикарного автомобиля, толстенной пачки купюр или, наоборот, раздражающего крика ребенка, осточертевшей требовательности учительницы, наглого замечания обидчика...

Человек, как учат святые отцы, не несет ответственности за прилог. Человек не виновен в возникновении у него прилога. Прилог - это внешнее, помысел, принесенный извне, от беса. Говорят, что даже святые до конца своей жизни были искушаемы прилогами. Прилог не является грехом, и, кстати, в нем не надо исповедоваться. Это только первое, легкое касание грехом души человеческой, и отнюдь не каждый, кто засмотрелся на роскошную машину, затем подумает: "Да, хорошо бы такую угнать".

Рождение в голове этой мысли и будет следующим этапом проникновения греха в человека. Этот этап называется сочетанием. То есть человек сочетается с греховным помыслом, он впустил его в себя. Воля человека, не заметившая коварного пришельца, пропускает его внутрь, в недра души. Мысль, не остановленная трезвенным вниманием к тому, что за помыслы к тебе приходят, развивается дальше. Прельстившийся начинает рассматривать варианты того, как лучше угнать машину, а его чувства при этом коварно рисуют соблазнительные картинки: "Как я лихо рассекаю на новенькой тачке!". Или, например, "как здорово я заживу в этой квартире, когда надоедливой старухи не станет..." Вот этот, следующий, этап проникновения греха, сиречь дьявола, в душу человека называется соизволением. Соизволением, потому что на этом этапе человек уже согласился с греховным помыслом, его воля уже порабощена греховному желанию, грех превратился в реальную цель, мозг ищет варианты ее осуществления, и человек услаждается возможностью совершения вожделенного. И если на предыдущих этапах проникновения греха, на этапах прилога и сочетания, грех еще нетрудно пресечь, остановить, не впустить в глубины души, хотя бы просто переключив свое внимание и мысли на что-то более достойное, то на стадии соизволения остановить грех гораздо труднее. Потому что он поработил себе уже и мысли человека, и его чувства.

От греха к страсти

Следующий этап - борьба. Вокруг этого драматичного этапа жизни души закручены величайшие произведения литературы. "Я люблю Алексея, но сын Сережа, но чувство долга перед мужем, но свет!.." - Равиль, догадываетесь, откуда это? Или: "Старуха процентщица заедает чужой век, но ..."

Святые отцы пишут, что на этом этапе, на этапе борьбы, человеку самому уже почти невозможно противиться всеянному в его душу греху. Борьба может быть долгой, мучительной или короткой, но грех, допущенный до этой стадии, обязательно победит. Он непременно будет реализован как поступок. Потому что возникает состояние плененности грехом, и сам человек, без помощи Господа, избавиться от этого состояния не может. Только Божья благодать способна целить душу, пораженную грехом до такой степени.

Но если человек не обращается за помощью к Богу, если он, в результате плененности, не видит своего греха в себе и потакает своим греховным устремлениям, в нем развивается греховный навык. Душа, имеющая навык ко греху, предается ему уже без борьбы, стремительно. Так, если человек потакает греху гнева, то вскоре его душа будет впадать в состояние аффекта мгновенно. И на это время именно греховная страсть будет господствовать в ослепленном гневом человеке. Человек уже не будет сам себе хозяином. И кто, как Вы думаете, будет в это время ему господином? Укорененный грех становится страстью. А излечить в себе греховную страсть, этот серьезный недуг души, не обращаясь к помощи Божьей, человек самостоятельно не может. Значит ли это, Равиль, что он не несет за нее ответственность. Конечно, несет. Но насколько непосильна самому человеку эта ноша!

И тут, Равиль, проблема в следующем. Если человек не сформирован как личность, если у него размыты понятия добра и зла, если он не способен осознать свои желания, оценить их, рассмотреть губительность некоторых из них, если его воля неразвита и он не может сказать себе "нет", если грех привычное состояние его души, настолько привычное, что он усыпил совесть (а совесть называют голосом Божьим в человеке), если человек не ведает, что в трудные момемнты может обратиться к Отцу Небесному, если человек находится на такой стадии духовного развития, он пролетит от точки А - точки появления прилога, в точку В - место, где он сам себе уже не хозяин, а лишь игрушка в руках дьявола, со скоростью, достойной нашего стремительного века.

Уважаемые читатели! Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой по адресу: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993, Редакция "Российской газеты". Адрес электронной почты Марии Городовой: pisma-maria@mail.ru

Религия