В ближайшие годы, по мере выхода из кризиса, энергопотребление в России и в мире будет расти. Это значит, у российских энергомашиностроителей есть шанс серьезно нарастить свои мощности. Об этом с оптимизмом заявил заместитель главы минпромторга Андрей Дементьев, представляя журналистам стратегию развития отрасли до 2020-2030 года. Документ утвержден приказом министерства и ляжет в основу разработки госпрограмм.
Реализация программы оценивается в 160 миллиардов рублей, из которых 25 миллиардов составят средства федерального бюджета, остальные будут привлекаться из частных источников.
По расчетам министерства, к 2025 году отрасль будет в состоянии завоевать 15 процентов мирового рынка, увеличив продажи в десять раз. И вернет таким образом утраченные со времен СССР площадки, а также нарастит присутствие на новых. Пока же, уточнил Дементьев, в руках российских производителей лишь 2 процента мирового рынка емкостью 70 миллиардов долларов.
"Планы амбициозные, но при условии большого желания и больших госдотаций - реальны", - отмечает старший аналитик промышленного сектора финансовой корпорации "Уралсиб" Анна Куприянова. Под сомнением, по ее словам, лишь конкурентоспособность отечественного оборудования. "Исторически наше энергомашиностроение было хорошо представлено на мировом рынке мощными турбинами, в том числе газовыми, тепловыми, гидроэлектростанциями. Поэтому при детальной работе на перспективу есть все предпосылки восстановить конкурентоспособные производства в ближайшие 10 лет", - считает директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. И для этого модернизировать собственную энергетику, которая пока работает за счет импортного оборудования". От того, смогут ли отечественные производители турбин и котлов нарастить свои мощности на внутреннем рынке, зависит и их успех при выходе на мировой рынок. Фейгин считает, поскольку в России энергетический рынок огромен и, главное, платежеспособен, то ориентироваться в первую очередь производителям оборудования все же надо на него. Резкий рывок в достижении конкурентоспособного энергомашиностроения в России, по расчетам минпромторга, достижим при одном условии - все последующие годы энергомашиностроительные компании при поддержке государства станут заниматься развитием новейших технологий. По словам Дементьева, пока на "науку" тратится всего 6 процентов от общего объема инвестиций, тогда как в странах-конкурентах 25-30 процентов. И все же, учитывая специфику отрасли (ее костяк составляют четыре крупнейших частных компании и одна государственная), а также то, что "революций" в ней не происходит, технологическое отставание российского энергетического машиностроения от мировых производителей некритично, отметил замминистра Андрей Дементьев. Для того чтобы догнать и перегнать конкурентов, в рамках стратегии разработана подпрограмма "Развитие силового электротехнического и энергомашиностроения". Цели сосредоточены на разработке трех видов оборудования мировых стандартов - для газовой электроэнергетики, угольной теплоэнергетики нового поколения, а также гидроэлектроэнергетики. Дементьев сообщил, что настоящее время подпрограмму согласует минэкономразвития. Всего на НИОКР минпромторг "заложил" 90 млрд.руб. Из бюджета, начиная с 2012 года, разработчики подпрограммы просят 29 млрд. руб. Остальные 60 профинансирует частный бизнес. Еще один шаг, который поможет российским производителям утвердиться на внутреннем рынке, так называемые "длинные ответственные договоры" с энергетиками. Сегодня, сообщил замминистра, в минэнерго разработали критерии оборудования, которое хотели бы видеть потребители. В договорах предусмотрены серьезные штрафные санкции за непоставки в срок, а также послепродажное сопровождение оборудования. Замминистра напомнил, что до аварии на Саяно-Шушенской ГЭС поставщики не показывались на станции 10 лет. "Теперь послепродажное обслуживание возвращается", - сказал Дементьев.