Росимущество продало 51 процент обыкновенных акций новосибирского Аэропорта Толмачево за 2,8 миллиарда рублей.
Аукцион по продаже акций Толмачево, проводимый в рамках программы приватизации российских аэроузлов, состоялся в Москве. На торги был выставлен 51 процент (или 3,173 миллиона обыкновенных акций номинальной стоимостью 63,4 миллиона рублей) уставного капитала аэропорта. В числе основных претендентов на покупку акций значились компания "Новапорт" Романа Троценко, "Ренова" Виктора Вексельберга и "Новосибирскавтодор", который в бизнес-среде считают подконтрольным группе RU-COM Михаила Абызова. Впрочем, большинство из реальных участников торгов было представлено аффилированными компаниями.
Начальная цена пакета составила 1,1 миллиарда рублей. "Новосибирскавтодор" проявил себя только один раз, объявив цену в 1,7 миллиарда рублей. В итоге госпакет приобрело ООО "Комплекс Аэросервис", аффилированное с "Новапортом", который специализируется на реализации комплексных программ развития аэропортов. До торгов ему принадлежало 38 процентов уставного капитала Толмачево, таким образом, после аукциона доля достигла 89 процентов. Цену, которую "Новапорт" заплатил за пакет акций Толмачево, большинство аналитиков считают "достаточно высокой" - она почти вдвое превысила экспертную оценку актива.
По мнению аналитика инвестиционного холдинга "Финам" Анатолия Вакуленко, для "Новапорта" сделка по приобретению госпакета Толмачево была критически важной.
- Если бы контрольный пакет ушел, скажем, в руки "Реновы", "Новапорт", уже вложивший в развитие новосибирского аэропорта более 1,5 миллиарда рублей, по его собственным данным, потерял бы контроль над активом и не смог бы интегрировать его в сеть аэропортов, которую он строит, - подчеркнул эксперт.
При этом он считает, что "в борьбе за актив компания имела негласную поддержку местных властей". Напомним, новосибирский губернатор Василий Юрченко не раз давал понять, что доволен ходом развития новосибирского аэропорта под управлением команды менеджеров "Новапорта".
- С запуском второй взлетно-посадочной полосы и реконструкцией аэровокзального комплекса аэропорт превратился в современный многопрофильный авиационно-транспортный узел. Он должен стать мощным центром деловой активности российского значения, авиационно-транспортным хабом международного уровня. И для этого региональному правительству предстоит вместе с федеральным центром принять несколько очень важных решений. В первую очередь, сертифицировать Толмачево в третью категорию по стандартам ИКАО, - заявил он на недавнем собрании трудовых коллективов региона.
Анатолий Вакуленко уверен, что "Новапорт" продолжит программу развития аэропорта в качестве хаба, что в целом будет позитивно отражаться на экономике региона.
- Впрочем, "Ренова", вероятно, действовала бы по той же схеме. При этом ее потенциальная сеть аэропортов мощнее, что в целом позитивно сказалось бы на эффективности работы Толмачево. То есть, говорить о том, что такой исход аукциона более благоприятен, чем победа "Реновы", оснований нет. Пожалуй, компании совместно могли бы развивать актив даже эффективнее, - предполагает Вакуленко.
В свою очередь, генеральный директор ОАО "Аэропорт Толмачево" Александр Бородин считает, что итоги приватизации аэропорта Толмачево наглядно продемонстрировали высокую динамику и большие перспективы развития авиапредприятия.
- Приватизация Толмачево позволяет привлечь дополнительные финансовые средства для реализации производственных и социальных программ, - сказал он.
Ранее, говоря о перспективах, Бородин отмечал, что в этом году аэропорт планирует реализовать ряд крупных проектов по модернизации инфраструктуры и обновлению технического комплекса. В том числе, по его словам, запланированы расходы на реконструкцию ВПП-1, приобретение оборудования для обеспечения безопасности и систем рентгеновского контроля, пассажирского трапа, а также техники для обслуживания воздушных судов зарубежного производства. В целом инвестиционная программа на 2011 год оценивается более чем в один миллиард рублей.
Сейчас Толмачево развивается по трем основным направлениям. Прежде всего, это дальнемагистральные перевозки пассажиров, где аэропорт становится крупнейшим транзитным пунктом между Европой и Азией. Второе - грузовые перевозки, которым уделялось серьезное внимание. Наконец, акцент сделан на региональные маршруты, среди которых - рейсы в Томск, Омск, Горно-Алтайск. В ближайших планах аэропорта - открытие рейсов во все субъекты Сибирского федерального округа.
Справка "РГ"
ОАО "Аэропорт Толмачево" - крупнейший аэропортовый комплекс Сибири и Дальнего Востока класса "А-1" с пропускной способностью грузового комплекса свыше 50 тысяч тонн в год, аэровокзального - 750 пассажиров в час на международных авиалиниях и 1 800 - на внутренних. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы: ВПП-2 сдана в эксплуатацию осенью 2010 года, она не ограничена по взлетной массе и имеет II категорию ИКАО, что делает аэропорт практически всепогодным. Толмачево включен в число международных аэропортов - хабов опорной транспортной сети России. В прошлом году аэропорт обслужил 2,262 миллиона пассажиров, что на 25,3 процента больше, чем в 2009-м. Чистая прибыль составила 180 миллионов рублей.