11.03.2011 00:05
Культура

Сразу три спектакля Александринского театра выдвинуты на премию "Золотая маска"

Александринский театр в самом большом составе представлен на "Золотой маске"
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №51 (5427)
Читать на сайте RG.RU

Сразу три спектакля Александринского театра выдвинуты на национальную театральную премию "Золотая маска". Насколько урожайным для театра окажется этот год на премии, будем считать 15 апреля, когда подведутся итоги, а сейчас отметим: случай действительно редкий и, хотелось бы не ошибиться, беспрецедентный.

В одной номинации "драматический спектакль большой формы" сошлись практически все премьеры, выпущенные в Александринке в обозреваемом фестивалем сезоне. И авангардный "Гамлет" Валерия Фокина, спектакль - культурный шок для зрителей; и "параллельный", не от мира сего "Изотов" Андрея Могучего, - сеанс медитации с изотерическими опытами в одном театрально-живописном формате; и классически спокойный, умиротворенный "Дядя Ваня" Андрея Щербана. Постановки настолько стилистически и "идеологически" разные, что, если бы на афишах рядом с этими названиями не стоял бы один "бренд" Александринки, можно было бы подумать, что это шли гастроли трех совершенно разных коллективов. Со своими программными установками, сверхзадачами и сформировавшимся кругом стойких и преданных поклонников.

Судите сами: хотите привести волю в тонус, мысли в строгий логический порядок, а тело в состояние, как у спортсменов перед стартовым выстрелом, - вам на фокинского Шекспира. В котором блестяще играют даже собаки - выходят к рампе и пристально смотрят на публику без намордников - посмей только шевельнуться. И в таких остро приближенных к современным условиям безопасности проблема "быть или не быть" начинает звучать ясно, прозрачно и как-то очень подозрительно конкретно, без всякой там вековой риторической многозначительности. Далее, желаете провести вечер без неожиданностей - идите на Чехова Андрея Щербана. Любите под красивую картинку на сцене помечтать о чем-то своем в такт журчанию новой современной драмы, например, Михаила Дурненкова, - вам прямая дорога на последнее режиссерское ваяние Андрея Могучего. Он как рукой снимет весь накопившийся стресс, распутает самый сложный клубок нервов и успокоит: мол, в мире все призрачно, графично, статично и по большому счету - схематично. Вот белый лист, вот черный жирный контур. Писать черным по белому или белым по черному - решайте сами. Ангелы за вами приглядят, а демоны, чтобы уж совсем все легко не казалось, подколдуют. Ну и так далее...

Пока драма крупной формы не вышла на финишную прямую, столь пристальное и повышенное внимание "Золотой маски" к Александринскому театру (и не только в этом году) выглядит совершенно естественно: под одной крышей Валерий Фокин с ловкостью фокусника и талантом дипломата объединяет казалось бы несоединимое. Не устает каждый раз удивлять даже на тех перепаханных полях, на которых уже давным-давно все было придумано. И выпускает один за другим спектакли-события. Как ему удается это делать?

Ответ на этот вопрос я искала в Царском фойе Александринского театра. Когда гости из Москвы и Петербурга после "Вечера с Достоевским", на котором солировал Константин Райкин, поздравляли Валерия Фокина с юбилеем. Не доверяя цифрам (Какие шестьдесят пять? Да вы серьезно?), и совершенно не сдерживая себя в словах и эпитетах.

Лев Додин, режиссер, художественный руководитель Санкт-Петербургского Малого драматического театра: "Я по собственному опыту знаю, что в этих датах нет ничего страшного... Тем более что Валерий Фокин мне напоминает большого ребенка, который хочет быть взрослым и поэтому всегда серьезен, всегда чуточку хмуроват, всегда очень ответственен, прагматически точен, правилен и невероятно пунктуален. Он отличник, который любит созидание. Как ребенок из кубиков, он созидает свои вдохновенные спектакли и свои вдохновенные здания. Одно из первых - Центр Мейерхольда - он воздвиг в Москве, когда в возможность подобного просто не верилось. А сейчас возник фактически новый Александринский театр, во что тоже абсолютно не верилось, что можно отряхнуть всю пыль и начать новую художественную историю на сцене. Так что эта детская энергия созидания у Валерия Фокина абсолютно взрослая..."

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга (вручая Валерию Фокину высшую петербургскую награду - Знак отличия "За заслуги перед Санкт-Петербургом"): "Иногда в жизни людей встречаются удивительные вещи. Десять лет назад мы с вами в Москве, я в то время работала вице-премьером в правительстве Российской Федерации, открывали Центр Мейерхольда. Я тогда даже не могла себе представить, что через несколько лет буду поздравлять вас с юбилеем как руководителя одного из старейших театров Санкт-Петербурга. Говорят, очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Мне кажется, это тот случай, когда вы оказались в Александринке в очень нужное время и вдохнули в этот театр новую жизнь. Вы изменили его снаружи и изнутри. На своих плечах вынесли его полную реконструкцию и создали эту замечательную красоту, которой мы любуемся. Вы с энтузиазмом строите вторую сцену Александринки. А если сюда прибавить и Центр Мейерхольда, то я хочу сказать, что в строительстве вы добились выдающихся результатов, и делаете это лучше, чем многие профессионалы. Я полагаю, что ко всем вашим званиям и медалям было бы очень уместно звание Заслуженного строителя России. Я знаю вас очень много лет. Вы удивительно талантливый человек. У вас редкие качества - вы очень болеете за то дело, которым занимаетесь. Может быть, это прозвучит банально, но мне вспоминается русская пословица - человек сам кузнец своего счастья. Вы, безусловно, счастливый человек, и вы выковали это счастье своими руками. Вы ставите прекрасные спектакли. Причем уважаемый, известный в России и во многих странах мира, вы помогаете молодым, талантливым режиссерам и молодым актерам найти себя в сложной театральной среде. И у вас это замечательно получается. Я рада, что все ваши планы воплощаются в жизнь. Мне бы очень хотелось, чтобы эта традиция осталась вашей спутницей по жизни".

Александр Авдеев, министр культуры Российской Федерации: "Мне кажется, вы самородок не только в театре, но и вообще в жизни. Вы для нашего театра значите очень-очень много. Не буду перечислять эпитеты, признаюсь честно: я бы вам отдал свое кресло и свою должность, потому что знаю, на должности министра культуры надо быть прекрасным менеджером, артистом и человеком вот с такой широкой и жесткой, но доброй душой, как у вас".

Театр