Оценивать пассажиров на благонадежность начнут с привокзальных площадей. О необходимости создания правовых и технических условий для профайлинга - выявление потенциальных террористов еще на подходе к транспортной инфраструктуре, шла речь на парламентских слушаниях в государственной думе с участием минтранса, МВД, ФСБ и транспортных компаний.
Замминистра транспорта Андрей Недосеков сказал, что его ведомство совместно с минрегионом разработает ряд нормативных документов, которые позволят превратить привокзальные площади, территорию рядом с аэропортами в зону безопасности. И речь идет как раз о профайлинге. По аналогии с Израилем, когда человека ненавязчиво начинают проверять еще за несколько километров до аэропорта, например, пробивать по базе данных номер его автомобиля.
О необходимости таких мер говорил и первый замгенерального директора аэропорта Внуково Виталий Ванцев. Он предложил добавить в федеральные авиационные правила норму, которая даст возможность контролировать и наблюдать за территорией рядом с вокзалом. Напомним, что на данный момент площади рядом с аэропортами, вокзалами находятся в ведении муниципалитетов или других местных властей, на территории которых расположен этот транспортный пункт.
С еще одним предложением по совершенствованию систем безопасности выступил начальник правового отдела РЖД Владимир Брунков. Он предложил наделить перевозчика правом при отказе от прохода досмотра пассажиром прерывать с ним договор перевозки. Фактически речь идет о том, что если пассажир отказался от предоставления документов и багажа для досмотра, то, так же как и сейчас в авиации, человек не будет иметь права попасть на перрон и в поезд. Речь идет не только о дальнем следовании, но и о пригородном сообщении. Такая мера будет действенно влиять на факт борьбы с "зайцами".
Тем более что на слушаниях поднимался вопрос представителями минтранса по расширению полномочий частных охранных предприятий на транспортной инфраструктуре. Причем представитель МВД Дмитрий Шарабаров поддержал эту инициативу. При этом Андрей Недосеков сказал, что лицензирование этих охранных предприятий должно производить МВД.
На слушаниях обсуждали и вопрос разграничения полномочий. На данный момент вопросы технической и антитеррористической безопасности четко не прописаны, кто за что отвечает, и представители МВД и минтранса согласились с обязательностью поправок в закон о безопасности на транспорте, которые бы убрал это недоразумение. МВД еще предложило установить ответственность пассажира в случае, если он не предъявляет свои документы и билет. Речь идет в том числе и о передвижении автобусами на междугородних маршрутах. Правом же проверять пассажира МВД предлагает наделить частные охранные предприятия, службы безопасности и, конечно, МВД. Также в рамках закона у них должна появиться и возможность задерживать багаж, грузы и почту в случае необходимости.
РЖД же предлагает еще и внести поправки в Уголовный кодекс специально для тех, кто занимается вандализмом на дорогах. На данный момент ответственность за повредивший вагон или другую железнодорожную инфраструктуру несет гражданин, если его действия привели к тяжелым последствиям. Например, гибели нескольких людей. В другом случае повреждение путей, вагонов фактически не наказывается. Поэтому РЖД настаивает, что любой ущерб должен быть наказуем в рамках Уголовного кодекса, а не только в рамках административного. Была поднята интересная тема обязательной биометрической идентификации. Такие технологии уже существуют в России. Андрей Недосеков считает, что такие системы помогут выявлять нарушителей и не вызовут большого возмущения со стороны основной массы пассажиров. Биометрическая идентификация значительно ускорит процесс проверки документов, потому что можно будет взять паспорт, отсканировать его шифр и увидеть, соответствует ли лицо, подавшее паспорт, базе данных правоохранительных органов.
В любом случае на все меры необходимы финансы. В течение апреля минтранс намерен выйти в правительство с предложением совместно с РЖД увеличить объемы финансирования безопасности на железной дороге. Фактически расходы федерального бюджета могут возрасти с 3,992 миллиарда рублей до более чем 12 миллиардов рублей на 11-й, 12-й и 13-й годы. То есть минтранс предлагает увеличить уже заложенную в программе по безопасности сумму на 9 миллиардов рублей. Сейчас идет подготовка технико-экономических обоснований этих сумм. Рассматривается также вопрос об увеличении затрат из федерального бюджета и на другие виды транспорта.