Журналист из Грозного Зарихан Зубайраева заняла первое место в номинации "Аналитическая статья" премии "Искра". "РГ" поинтересовалась у журналистки, насколько сложно было подготовить материал и каковы результаты публикации.
Российская газета: Зарихан, насколько трудно было подготовить такой материал? Охотно ли люди делились с вами информацией?
Зарихан Зубайраева: Люди разговаривали очень охотно потому, что похищение невест это, действительно, большая проблема.
РГ: Как вам кажется, с чего она началась?
Зубайраева: Факты похищений невест для нас не новы, все дело - в масштабах явления. Представьте себе нулевые годы - послевоенная разруха, обострение множества проблем. Вследствие войн произошла маргинализация населения, появилось много необразованных людей. Молодые люди здесь как в консервной банке: народу много, безработица высокая. Выехать, значит, создать себе множество дискриминационнных проблем (кавказцев ведь не любят), так что "конвертируемости" никакой. У молодых людей, которым не "светит" ни учеба, ни работа, "свет в окошке" - создание семьи. Как видите, за похищением невест на самом деле целый комплекс проблем высвечивается, в том числе проблема ранних браков. Молодые люди перестали тратить на ухаживание время, просто закидывали невест в машину. Это ж проще простого. Старшие потом все уладят, старейшины вымолят прощения у родственников невесты и все. Но в последние годы проблема приобрела катастрофические масштабы.
РГ: Сейчас похищения прекратились?
Зубайраева: Сейчас тишь да гладь. Благодаря инициативе Рамзана Кадырова, который волевым решением запретил с осени минувшего года похищать девушек, требуя привлечения к уголовной ответственности виновников краж. Матери молоденьких девочек просто не нарадуются. Они говорят, что могут, наконец, спокойно отпускать своих детей в школу. Хотя, молодые люди, конечно, вряд ли довольны. Но ничего, пусть привыкают.
РГ: Какой резонанс вызвала ваша публикация?
Зубайраева: Статья понравилась многим не только в моей республике, но и за пределами. Российские коллеги завалили меня вопросами - почему девушка соглашается жить, почему дают согласие ее родственники? А как ей не согласится, если на нее давят, обещают кровопролитие? Конечно, есть родители, которые никогда не позволят вот так забрать своего ребенка. Есть семьи, в которых это совершенно неприемлемо. Родители со стороны жениха чаще всего тоже не приветствуют, но их обычно просто ставят перед фактом. И все же хотелось бы подчеркнуть: сказанное не означает, что до прошлого года наша молодежь обзаводилась семьями именно таким образом - насильственно склоняя девушку к браку. Браки по обоюдному согласию тоже не редкость. Другое дело, что проблема краж девушек требовала своего разрешения. Так что Рамзан Кадыров принял крайне необходимые меры.
РГ: Похищение невест - чеченская традиция?
Зубайраева: Это никогда не было традицией. Были отдельные факты. Как я упоминала, они участились в начале XXI века.
РГ: А как же "Кавказская пленница"?
Зубайраева: О, это романтика. Случаи похищения невест мы воспринимали без негатива, только тогда, когда девушка и парень любят друг друга, а родители - против. У меня племянница так вышла замуж. Кто-то из его родственников был против. Как Монтекки и Капулетти. Но такие истории редкие.