В воскресенье из Токио в Москву рейсом JL442 японской авиакомпании JAL прилетела большая группа российских туристов.
Юрист Владимир Шлыков рассказал "РГ" о своих впечатлениях от землетрясения в Японии.
Когда произошли первые толчки, Владимир находился в гостинице Токио на 42-м этаже. Он вспоминает, что когда здание стало раскачиваться, возникло такое ощущение, словно сидишь на дереве, на которое обрушился порыв ветра. Было очень жутко и неприятно. Через некоторое время по местной связи постояльцам объявили, чтобы все оставались на своих местах. Примерно через полчаса всем сообщили, что системы жизнеобеспечения отеля проверены, никаких трещин в здании нет. Это было 9 марта.
Но самые мощные толчки ощущались в Токио днем 11 марта. В это время Шлыков с семьей находился в центре японской столицы, в торговой зоне. Ни одно здание не упало. Владимир вспоминает, что земля уходила из-под ног. "Мы схватились за дерево, удержались на ногах, но когда подняли голову, увидели огромное количество высотных зданий, которые тряслись словно деревья на ветру. Это продолжалось недолго, наверное, в течение одной минуты. Затем для нас было большой проблемой, как и для многих японцев, добраться домой. Мы поняли, что нужно возвращаться в гостиницу. Остановился весь общественный транспорт", - делится впечатлениями собеседник "РГ".
По словам россиянина, он увидел, что японцы просто двигаются толпой, похожей на первомайскую демонстрацию, в разных направлениях. По карте определился, где находится отель, и пошел. "У японцев не было признаков страха и озабоченности. Это нас психологически успокоило. Дорога до гостиницы заняла около пяти часов", - говорит Шлыков.
В холле отеля было много народу. Лифты не работали. "Мы полуживые просто расположились на полу. Не рискнули пешком подниматься на 42-й этаж. Через какое-то время персонал подсказал нам, что можно подняться наверх с помощью технического лифта", - продолжает вспоминать Владимир. Сразу после этого он с женой Татьяной покинул токийскую гостиницу и направился в аэропорт. Поездка, на которую обычно уходит час, на этот раз заняла около семи часов.
В городе было много людей в касках. Японцы вышли на уборку территории от обломков зданий и конструкций рекламы. Многие магазины были закрыты. Кареты "скорой помощи" и пожарные машины безуспешно пробивались через пробки. "По дороге в аэропорт, - продолжает рассказ Шлыков, - мы видели снесенные крыши домов, разбитые автомашины".
В аэропорту находилось огромное количество людей. Рейс японских авиалиний на Москву был задержан на одиннадцать часов. Небольшие толчки продолжались практически до самого вылета. "Нервы у людей были напряжены. Возник конфликт с администрацией аэропорта по поводу времени отлета в Россию. Но в конечном итоге все разрешилось, - говорит Владимир. - Позвонили в посольство. В консульском отделе нам сказали: советуем вылететь быстрее, поскольку радиация с атомной станции движется в направлении Токио".
По словам Шлыкова, примерно двадцать российских туристов, которые прилетели в Москву, оказались в момент землетрясения на побережье. Они стали свидетелями цунами, видели жуткие разрушения и пожары. В самолете пассажиры делились впечатлениями и с трудом верили в то, что все уже позади.
Супруга Шлыкова Татьяна рассказала "РГ", что их рейс должен был вылететь в Москву еще 12 марта в 11.10 утра. Затем отправление перенесли на 15.10. "Нас уже запустили в таможенную зону, но вновь последовал перенос отлета сначала на 17 часов, а затем на 19 часов. После чего пассажирам сказали, что самолет вылетит утром на следующий день". И это при том, что, по словам нашей соотечественницы, все остальные самолеты покидали Токио лишь с незначительными задержками. Российским пассажирам сначала говорили о том, что из-за постоянных подземных толчков лайнер не может покинуть аэропорт. А затем стали объяснять неоднократные переносы рейса тем, что пилоты якобы застряли в городских пробках. Но, видимо, как предположили россияне, главной проблемой стало недостаточное количество пассажиров на борту, поскольку для авиакомпании в сложившейся ситуации было крайне невыгодно гнать в Россию полупустой самолет.