15.03.2011 00:49
Экономика

Игорь Артемьев: В сфере госзаказа бизнес может восстановить свои права за 5 дней

Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №9 (791)
Читать на сайте RG.RU

Игорь Артемьев ждет дел по дисквалификации чиновников за нарушение антимонопольного законодательства

В феврале, когда бизнес обычно только приходит в себя после долгих новогодних праздников, Федеральная антимонопольная служба стала главным ньюсмейкером горячих новостей.

Напряженный сюжет вокруг цен на топливо и ответственности за это ВИНКов приковал внимание всего российского бизнеса. Глава ФАС России Игорь Артемьев обещает, что недостатка в захватывающих сюжетах в 2011 году не будет.

- Игорь Юрьевич, в последнее время обсуждались и принимались очень серьезные пакеты для единого экономического пространства. Как при этом учитывались антимонопольные интересы России?

- В итоговый вариант Соглашения о конкуренции и Соглашения о монополиях вошли наши пожелания, они приняты с учетом нашей позиции. Антимонопольное регулирование на союзном пространстве во многом будет строиться по российскому образцу, многие современные нормы нашего Закона "О защите конкуренции" будут работать на наднациональном уровне.

- Что происходит сейчас?

- После долгих дискуссий правительство за короткий срок подписало более 20 соглашений со странами ЕвроЗЭС, в том числе и с Белоруссией, несмотря на то, что экономические условия и уровень развития конкурентного законодательства в наших странах различны.

В принятые документы были введены два амортизатора. На уровне председателя правительства будет определен порядок и глубина интеграции по антимонопольному регулированию. Это первый амортизатор. Второй говорит о том, что от восемнадцати до двадцати четырех месяцев мы будем гармонизировать законодательство.

- На какие поправки третьего антимонопольного пакета вы бы обратили особое внимание?

- Главное в том, что мы откликнулись на предложения предпринимателей и профессионального сообщества. Например, теперь под картелями будет пониматься только горизонтальный сговор конкурентов. Ни вертикальные соглашения, ни соглашения в одной группе лиц не будут являться картелем. Уголовная ответственность грозит только за картельный сговор, согласованные действия и вертикальные соглашения выводятся из состава 178-й статьи Уголовного кодекса РФ.

Часть недобросовестного бизнеса очень боялась, что мы научимся работать вместе с МВД, Следственным комитетом, ФСБ, чтобы эффективнее вскрывать ценовые сговоры. Мы научились, делимся с коллегами материалами проверок. Например, в конце 2010 г. вместе с коллегами из МВД мы смогли раскрыть картельный сговор на рынке энергетического угля и ряд других.

- В области госзакупок есть определенные проблемы. Что будет меняться в этой системе?

- Президент поручил нам подготовить поправки в действующий закон о размещении заказов. Сегодня система госзаказа сделала огромный шаг на пути борьбы с коррупцией в Российской Федерации. 94-ФЗ ввел новую открытую и прозрачную процедуру размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Закон о размещении заказов пока еще вызывает много споров, но, несомненно, в нем есть серьезные плюсы. С 1 января 2011 года завершился важный этап перехода экономики страны на качественно новый уровень конкурентности торгов и информационно-технического обеспечения страны. Закон о размещении заказов - это не только значительная экономия бюджетных средств (примерно 770 млрд рублей за 3 года), но и развитие конкуренции и равный доступ предпринимателей к госзаказу. Госзаказ - единственная сфера, где предприниматели могут восстановить свои права всего за 5 дней в рамках специальной процедуры административного обжалования в ФАС.

Поправки, которые мы готовим, направлены на закупку инновационных товаров, перевод строительства на электронные аукционы, отмену котировок.

- Количество электронных площадок ограничено. Участники рынка недовольны. Будет ли расширяться география площадок?

- Мы не считаем, что это необходимо. Отбор 5 площадок был сделан МЭР и ФАС с согласия Правительства РФ. Сделано это для обеспечения эффективного контроля за их деятельностью и для того, чтобы участие в аукционе для предпринимателей стоило не слишком дорого. Сейчас это до 3 тыс. рублей, в будущем и этого не будет.

Есть еще один элемент обеспечения прозрачности закупок - независимый регистратор, который создан на базе Ростелекома. На его серверы заносится вся информация о торгах, которая будет сохраняться долгое время. Это позволит ФАС ежедневно отслеживать нарушения на торгах, когда, например, будет происходить отклонение по цене в тендерах.

В рамках борьбы с коррупцией отмечу и другое важное событие - создание портала www.torgi.gov.ru. Мы всю информацию по аренде госимущества перевели на этот портал и предлагаем перевести туда оферты о продаже земли, водных объектов, лесов, объектов приватизации и т.д..

- Вы не раз говорили, что надо запретить авиакомпаниям вводить так называемые невозвратные билеты.

- В прошлом году мы направили письма-предостережения в адрес 20 лидирующих авиакомпаний, в котором указали на то, что практика применения не подлежащих возврату тарифов противоречит статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации. Эта статья наделяет пассажиров безусловным правом получения уплаченной за перевозку суммы или ее части в случае прекращения действия договора воздушной перевозки по инициативе пассажира. Мы потребовали исключить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат в случае добровольного отказа пассажира от перевозки.

Все авиакомпании, в адрес которых было направлено предостережение, сообщили об обеспечении ими доступа к информации о тарифах и исключении практики невозвратных билетов. Наши контрольные мероприятия показывают, что это реализовано.

Пока остается открытым вопрос с иностранными авиакомпаниями. Законодательство иных стран предусматривает возможность продажи перевозок по невозвратным тарифам, что и используют иностранные перевозчики при продаже перевозок на территории Российской Федерации. Мы работаем над этим.

- Можно ли говорить о монополии международных платежных систем?

- Действительно, в настоящее время рынки, связанные с предоставлением услуг с использованием пластиковых карт, характеризуются высокой рыночной долей международных платежных систем VISA и MasterCard. Российские платежные системы занимают на рынке долю чуть более десяти процентов. При этом положение международной платежной системы VISA может быть признано доминирующим, поскольку ее доля на рынке на протяжении длительного времени превышает пятьдесят процентов.

Необходимо отметить, что в 2004-2005 годах деятельность этой платежной системы уже являлась предметом изучения с точки зрения соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Основанием для проведения расследования послужило заявление кредитной организации, в котором указывалось, в частности, на то, что кредитные организации могут ознакомиться с Правилами работы в платежной системе VISA только после вступления в нее и оплаты вступительного взноса. При этом официальные общедоступные документы, в которых были бы отражены единые для всех участников правила и условия сертификации при вступлении в платежную систему VISA, отсутствуют. Кроме того, эта платежная система предъявляет новые требования к программному обеспечению и устанавливает увеличенный объем к выпуску банковских карт.

Федеральная антимонопольная служба усмотрела в действиях VISA признаки злоупотребления VISA доминирующим положением на рынке пластиковых карт. Однако по результатам рассмотрения дела наличие фактов нарушения антимонопольного законодательства в действиях VISA не подтвердилось, в связи с чем производство по делу было прекращено.

Из представленных доказательств, в частности, следовало, что кредитная организация, намеревающаяся вступить в платежную систему VISA, до вступления в нее имеет возможность ознакомиться с правилами работы в платежной системе, направив соответствующий запрос, при условии обеспечения конфиденциальности полученной информации.

Предоставление бизнес-плана кредитных организаций носит условный характер. Минимальных требований к объему эмиссии кредитными организациями пластиковых карт платежной системы VISA не установлено. Бизнес-план рассматривается VISA в совокупности с другими критериями для оценки объема и характера предлагаемой кредитной организацией программы эмиссии карт и связанных с ней потенциальных рисков.

Вместе с тем в рамках рассмотрения этого дела VISA подготовила и представила в антимонопольное ведомство типовое письмо для кредитных организаций, содержащее описание требований и процедуры вступления в VISA в качестве Ассоциированного члена. С помощью типового письма российские банки, желающие вступить в платежную систему VISA, могли предварительно оценить перспективы работы в этой платежной системе.

За период, истекший с момента окончания рассмотрения дела, типовое письмо VISA получили более 140 кредитных организаций, из которых более 20 вступили в платежную систему VISA в качестве Ассоциированных членов.

Таким образом, рассмотрение данного дела позволило обеспечить российским кредитным организациям большую информационную прозрачность этой платежной системы.

- Какой будет национальная платежная карта?

- Идея создания в России национальной карточной платежной системы, в том числе как конкурента международным платежным системам, широко обсуждается на протяжении нескольких последних лет. Экспертным сообществам предлагаются разные варианты, один из которых в свое время являлся главой проекта федерального закона "О национальной платежной системе".

ФАС России этот вариант поддерживала, поскольку он исходил из необходимости сохранения действующих участников, а не образования одного нового конкурента платежным системам VISA и MasterCard. Законопроект предполагал, в частности, что национальная система платежных карт будет создаваться как объединение российских платежных систем, сохраняющих свою самостоятельность, но действующих в рамках единых правил и стандартов (по аналогии со стандартом GSM у мобильных операторов).

В ходе обсуждений разработчики законопроекта "О национальной платежной системе" отказались от идеи закрепления в законопроекте порядка создания национальной карточной платежной системы, и проект названного федерального закона был внесен правительством в Государственную Думу без этой главы.

В настоящее время можно говорить о том, что российская национальная платежная карта может появиться в связи с внедрением универсальной электронной карты, предусмотренной Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Закон предполагает, что универсальная электронная карта будет одновременно выполнять несколько функций. На карте будут записаны сведения о самом владельце универсальной карты, его страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования РФ. Новая карта предоставит одновременно возможность получения государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис ОМС).

В соответствии с законом универсальная электронная карта должна также обеспечивать получение банковских услуг через активацию банковского приложения, то есть будет выполнять функцию обычной банковской карты. При этом требования к банкам, которые смогут участвовать в предоставлении услуг в рамках этого приложения, будут устанавливаться Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Банком России.

Представляется, что положения, которые будут закреплены в соответствующем нормативном правовом акте, могут оказать решающее влияние на состояние конкуренции не только на рынках, связанных с предоставлением услуг с использованием банковских карт, но и на рынке банковских услуг в целом. Мы активно участвуем в процессе внедрения универсальной электронной карты в России для того, чтобы формирование данной системы осуществлялось на конкурентных принципах.

- Как дела обстоят с пошлинами на светлое и темное топливо?

- В декабре 2010 года принято постановление правительства РФ, в соответствии с которым предусматривается с 2011 по 2013 гг. поэтапное сближение экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты. В 2013 году размер пошлин как на светлые, так и на темные нефтепродукты должен составить 0,6 от пошлины на нефть.

В результате этого уровень пошлин на светлые нефтепродукты, относительно действующего, будет снижен. Мы считаем, что снижение экспортной пошлины на "светлые" нефтепродукты может отрицательно сказаться на ценовой ситуации на внутреннем рынке, поскольку при формировании цен на внутреннем рынке нефтяные компании исходят из цен мирового рынка и величины экспортной пошлины.

В целях стимулирования увеличения объемов и глубины переработки нефти и повышения регулирующей роли экспортных пошлин, поддерживая введение единой ставки экспортной пошлины на "светлые" и "темные" нефтепродукты, ФАС России предлагается установить ее на уровне 0,8-09 от экспортной пошлины на нефть

Одновременно, учитывая, что установление единой ставки на нефтепродукты приведет к повышению налоговой нагрузки на предприятия нефтяной отрасли, мы предлагаем снизить экспортную пошлину на нефть, на величину, эквивалентную размеру увеличения платежей по пошлинам на нефтепродукты.

- В последнее время внимание и власти, и бизнеса приковано к ценам на топливо. Вы как за ними следите?

- Мы ведем постоянный мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов, в том числе силами наших территориальных органов на розничных рынках. Кроме того, анализируются материалы государственной статистики, данные информационных аналитических агентств, жалобы потребителей, а также данные участников рынка.

Существуют объективные причины роста цен на авиакеросин и дизельное топливо. Это рост цен на внешнем рынке и увеличение акцизов. Однако, оправдать скачок цен на ГСМ только этими причинами невозможно. Есть признаки антимонопольных нарушений в этой сфере. И здесь мы держим руку на пульсе.

- Что вы ждете от 2011 года?

- Активной работы по пресечению картельных сговоров, оборотных штрафов, первых дел по 178-й статье Уголовного кодекса РФ и, возможно, дел по дисквалификации чиновников за нарушение антимонопольного законодательства.

Дела о нарушении антимонопольного законодательства, кол-во

Бизнес ФАС