15.03.2011 00:40
Экономика

Развитию ГЧП в регионах мешает дефицит компетентных кадров и информации

Развитию ГЧП в регионах мешает дефицит компетентных кадров и информации
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №9 (791)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня главным "императивом" государственно-частного партнерства (ГЧП) становится разработка нового подхода к развитию механизмов ГЧП и запуска в регионах специализированных институтов, способных "приземлить" на местном уровне идеологическую и управленческую модель. О проблемах этого процесса рассказывает директор департамента развития региональной инфраструктуры НП "Центр развития ГЧП" Юлия Орлова.

- Какие сложности можно выделить в развитии региональной инфраструктуры?

- Реализация инфраструктурных проектов федерального и регионального уровней с использованием механизмов ГЧП активно обсуждается с 2005 года, после принятия закона о концессиях, при этом многие проблемы так и не решены. Практика показывает, что сложности возникают там, где отсутствуют проработанные формы взаимодействия органов власти и бизнеса в сфере инфраструктуры, сохраняется слабая вовлеченность банковских структур в отбор и анализ проектов. Большое значение имеет IT-инфраструктура проектного сопровождения, позволяющая вести планирование проекта, управление документооборотом, которая пока работает только в Санкт-Петербурге. Кроме того, не восполнен дефицит компетентных кадров в регионах и практической информации, остаются пробелы в нормативной базе, исследования показывают неравномерное развитие механизмов ГЧП в регионах с перекосом в сторону аренды, отсутствует четкая работающая система государственных гарантий кредитов и облигаций, в том числе институтов развития в отношении регионов. Не создана единая концепция подхода к развитию ГЧП в России. Ключевым препятствием, таким образом, становится отсутствие эффективных моделей координации действий и управления проектами между всеми участниками процесса. Главным "императивом", или требованием актуального этапа, становится необходимость разработки нового подхода к развитию механизмов ГЧП и запуска в регионах специализированных институтов, способных "приземлить" на местном уровне идеологическую и управленческую модель.

- На IX Международном инвестиционном форуме Сочи-2010 минрегион и Центр развития ГЧП представили новую модель координации регионального развития - для чего она создана?

- Модель была разработана для того, чтобы помочь регионам определить приоритетные проекты в области инфраструктуры, грамотно структурировать и привлечь внебюджетное финансирование.

Новая модель координации регионального развития предполагает создание региональных центров развития ГЧП для формирования портфеля проектов, организации оперативного взаимодействия региональных, федеральных органов власти и бизнес-структур, а также финансовых институтов, и внедрения методологии проектного управления на уровне региона. Основная идея регионального центра состоит в том, что региональный центр является уполномоченной администрацией области структурой по организации процесса подготовки, реализации и контроля инфраструктурных проектов. В число основных блоков работы региональных центров ГЧП входит, во-первых, кадровый и организационный, а именно привлечение к работе над структурированием и реализацией проектов ГЧП финансовых, юридических, технических консультантов, а также консультантов по оценке и страхованию рисков проекта. Во-вторых, координационный, в рамках которого центры ГЧП выступают "точкой сборки" проектов, тем самым выполняя связующую функцию для государства, инвесторов, подрядчиков. В-третьих, информационный и образовательный, который связан с информированием о методах и практике применения механизмов ГЧП при реализации инфраструктурных проектов для администраций и местного бизнес-сообщества.

В целом практика применения механизмов ГЧП в регионах находится на разных уровнях становления, например, в Сибири наиболее заметна положительная динамика (как показало исследование "Развитие инфраструктурных проектов и раз вития механизмов ГЧП в регионах Си бирского федерального округа", количество актуальных инфраструктурных проектов достигает в некоторых субъектах 20). Однако в большинстве случаев администрации не обладают достаточными компетенциями для подготовки проектов под требования частных инвесторов и кредитующих организаций. В этой связи важная роль отводится созданию специальных организаций, которые будут выполнять роль связующего звена при подготовке проектов. Такими специальными организациями выступают региональные центры развития ГЧП.

Макроэкономика