15.03.2011 00:45
Власть

Госдума рассмотрит законопроект, который поможет налоговикам наладить электронное взаимодействие с банками

Банкам помогут общаться с налоговиками
Текст:  Юлия Васильева
Российская Бизнес-газета - : №9 (791)
Читать на сайте RG.RU

Одной из основных задач, озвученной Федеральной налоговой службой в этом году, является электронное взаимодействие с налогоплательщиками. ФНС пообещала в 2011 году создать единый федеральный контакт-центр, который позволит предоставлять налогоплательщикам качественно новый уровень сервиса, увеличить производительность работы налоговых органов, создать механизм постоянного мониторинга информации, в получении которой нуждаются налогоплательщики, и позволит налоговым органам сработать на опережение. Пока, по мнению экспертов, организация работы налоговых служб с гражданами и бизнесом оставляет желать лучшего.

Депутаты Госдумы решили помочь налоговикам наладить электронное взаимодействие и предложили для начала отрегулировать работу с банками. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму и готовится к рассмотрению.

Как пояснила Марина Емельянцева, юрист юридической компании "Налоговик", законопроект призван устранить неравенство условий и несоответствие требований к налоговым органам и банкам при налоговых процедурах, связанных с информированием налоговых органов об остатках на счетах налогоплательщиков и в связи с приостановлением операций по счетам налогоплательщиков.

Со вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 N229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации..." практически во всех сферах взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков были разрешены наряду с бумажными документами электронные формы для информирования, отчетности и иных задач налогового контроля.

При этом п. 4 ст. 76 Налогового кодекса РФ в действующей редакции оставляет для извещения банка о принятом решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика наряду с электронными документами бумажные носители, что приводит к необоснованному дублированию извещений и создает лишнюю работу для банков, исполняющих такие решения.

"Нередко налоговые органы информируют не одним из указанных способов, а сразу всеми, - пояснила Марина Емельянцева. - Помимо этого предлагается также сократить бумажный поток документов при процедурах запросов налоговыми органами о наличии счетов у налогоплательщиков и остатков по ним. Для этого в п. 4 ст. 76 и в п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ предлагается внести поправку о том, что налоговые органы свои запросы будут направлять исключительно в электронном виде".

Такие поправки, по мнению эксперта, наверняка будут с пониманием восприняты в бюджетной сфере и в предпринимательском сообществе. "Электронный документооборот позволяет существенно сократить расходование ресурсов как у налогового органа, так и у коммерческих банков - это значительно экономит время, труд и деньги, - отметила Марина Емельянцева. - При этом бюджетные средства целесообразнее направить на создание более эффективных и продуктивных сетей связи, чтобы потоки информации не приводили к сбоям и перегрузкам в периоды массовых обращений к ресурсам связи".

Справка

В 2010 году в центральный аппарат ФНС России поступило 17 022 обращения граждан. При анализе поступивших обращений ФНС выделила следующие тематические блоки: уплата налога на доходы физических лиц - 18% от общего числа обращений, регистрация и учет юридических и физических лиц - 17%, урегулирование задолженности и обеспечение процедур банкротства - 8%, уплата транспортного налога - 7%, нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами в части уклонения от уплаты налогов в бюджет РФ - 7% и жалобы на действия (бездействие) налоговых органов - 7%.

Госуправление Налоги Банки ФНС