Большая часть россиян не имеет доступа к кино - это констатировал недавно премьер-министр Владимир Путин на совещании в Белых Столбах. В России в прошлом году было всего 2 246 кинозалов в 137 городах. 30 лет назад в СССР их число превышало 15 тысяч. И вот получил официальное одобрение проект "Киноклуб: культура, образование, коммуникации". Он предлагает развернуть в городах с населением меньше полумиллиона строительство кинотеатров нового поколения - крупных досуговых центров. Мы говорим с одним из авторов проекта, основателем киносетей "Кронверк-Синема" и "КИНО СИТИ" Эдуардом Пичугиным.
Эдуард Пичугин: Постсоветское пространство - единственное в мире, где уже существовавшие кинотеатры вдруг исчезли. К началу 80-х на человека в среднем приходилось до 20 посещений кино в год. А потом кинотеатры в массовом порядке стали перестраиваться под автосалоны и торговые центры - большая часть страны лишилась кино. И только в 1996 году кинопоказ начал возрождаться: в Москве открылся первый современный зал "Кодак-Киномир", и рынок стал понемногу расти. Но и теперь 60 процентов населения РФ остаются без кино. Это одна из причин процветающего пиратства, вместо полноценного впечатления от фильмов люди привыкают к суррогатам.
РГ: Какое число кинозалов было бы оптимальным для России?
Пичугин: Есть показатель: количество экранов на 100 тысяч граждан. В США их больше 9, в Европе в среднем - 6, в России - чуть больше двух! То есть поставленная Владимиром Путиным задача удвоить число экранов лишь частично решает проблему, хотя и поможет киноиндустрии встать на ноги.
РГ: А вы уверены, что былой спрос на кино у нас еще сохранился?
Пичугин: Годовая выручка от продажи кинобилетов перевалила за миллиард долларов, Россия заняла 6-е место в мире по кинопоказу! Наш кинорынок считается одним из самых перспективных. Но проблема в том, что стихийным образом киносеть будет расширяться долго. Кинотеатр - объект высокотехнологичный, чтобы его построить, нужно решить те же задачи, как и при возведении отеля, бизнес- или торгового центра. А риски и денежный поток совершенно другие. Поэтому кинотеатры стали возникать как часть торгово-развлекательных центров. Но и это развитие по сравнению с годами докризисного строительного бума резко замедлилось. Ясно, что большого прогресса ждать не приходится. Три года назад мы занялись проектом "КИНО СИТИ", цель которого - быстрое развитие и модернизация кинопоказа в средних и малых городах. И чтобы этот бизнес-план был как минимум неубыточным.
РГ: Вы изучали реальные потребности таких городов в кинозалах?
Пичугин: Мы проанализировали ситуацию в более чем тысяче городов, оценили платежеспособность жителей, возможный спрос, попытались представить себе потенциального зрителя. И выбрали 253 площадки, которые могут быть неубыточными. Это позволит, совместно с естественным развитием существующих киносетей, в короткие сроки удвоить кинорынок России.
РГ: Короткие сроки - это сколько лет?
Пичугин: Мы рассчитываем на пятилетку. Разработано несколько проектов с применением новых строительных материалов и технологий. Реконструируем уже имеющиеся здания. Это будут залы с цифровой проекцией - создается единое информационное пространство.
РГ: То есть никаких банок с кинопленкой, фильмы будут через спутник передаваться на места?
Пичугин: Даже спутник необязателен, если в городе есть высокоскоростной Интернет. Мы проводили эксперименты с передачей цифрового контента. Это экономно: с одного "выстрела" со спутника можно одновременно закачивать на местные серверы все необходимые материалы.
РГ: Вы имеете в виду фильмы?
Пичугин: Не только. Эти залы смогут обеспечивать население очень широким спектром культурных развлечений: кино, театральные спектакли, шоу, соревнования по киберспорту, олимпиады... В них можно проводить лекции, конференции, можно совершать виртуальные экскурсии в крупнейшие сокровищницы мира - Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Лувр… Такой вариант мы уже опробовали в Новосибирске - Центр современного искусства, который мы открыли год назад.
РГ: Что вы там показываете?
Пичугин: В первую очередь, кино. Но есть альтернативный репертуар: концерты, оперные спектакли, театральные постановки, спортивные чемпионаты - в восьми залах Центра всему находится место и время. Но это мегаполис. Теперь представьте маленький город типа Ржева или Тихвина - там такой кинотеатр станет многопрофильным культурным центром, Дворцом культуры, где будет все, чтобы молодые люди могли себя реализовать. Есть меценатский проект "Непокоренные", который за несколько лет доказал свою эффективность в качестве трибуны и "трамплина" для молодых художников.
РГ: Вы упомянули о театральных, об оперных спектаклях. То есть вы надеетесь принести в небольшие города недоступные им формы высокой культуры?
Пичугин: Да, спектакли "Ла Скала", "Метрополитен", Большого, Мариинского театров могут транслироваться в прямом эфире или в записи. Жителю Сибири не так просто попасть в Русский музей или Ковент-Гарден. Наши центры сделают явления культуры, сконцентрированные в крупных городах, ближе и доступнее жителям глубинки. И будет, повторяю, обратная связь: талантливые люди из глубинки получат шанс представить свое искусство миру.
РГ: А вы верите в том, что эти ваши центры не будут показывать только коммерческую продукцию, пресловутые "Яйца судьбы"? Ведь вам понадобится целая армия квалифицированных, образованных, творчески мыслящих пропагандистов культуры.
Пичугин: Одна из задач - подготовка кадров, которые смогут правильно работать с культурным контентом. У нас пока мало учебных заведений, которые готовят таких специалистов, а мы говорим о проекте масштабном, охватывающем всю территорию РФ. Несколько лет ушло на разработку рекомендаций и методических пособий. И мы уже занимаемся преподавательской деятельностью - во ВГИКе, в Петербургском Университете кино и телевидения, в филиалах на местах. Я возглавляю Попечительский совет Университета кино и телевидения, есть программа модернизации и улучшения качества образования, уже сегодня мы договорились о сотрудничестве с тремя американскими киношколами. То есть кадры для проекта готовятся весьма активно.
РГ: Вы сказали, что наша киноиндустрия получит новый стимул к развитию - каким образом?
Пичугин: Если количество экранов в стране удвоится, многие отечественные проекты с бюджетом до 10 млн долларов смогут окупаться. Сегодня это бывает редко, и только с коммерчески ориентированными картинами.
РГ: И все же есть опасность, что ваши центры предпочтут гарантированную прибыль от американских боевиков гипотетической - от наших артхаусных фильмов.
Пичугин: Но это будут многозальные киноцентры. А так как новые технологии уже не требуют дорогостоящей печати фильмокопий, цены билетов можно сделать доступными. Появятся новые возможности более широкого выбора у зрителей: пока в одном зале идет "кассовый" фильм, в другом соберет свою публику артхаус.
РГ: Каков масштаб финансирования проекта?
Пичугин: Он должен быть безубыточным. Мы берем кредиты, но в нем задействовано и государство, которое понимает большое социальное значение программы. Объем кредитной линии - более 9 миллиардов рублей.
РГ: Когда ждать появления первых таких культурных центров?
Пичугин: В разных стадиях разработка 153 площадок, идет строительство 18 объектов, первые будут введены в строй уже в этом году.