15.03.2011 00:40
Экономика

Александр Шохин: Источник финансирования инновационной стратегии надо искать в отказе от неэффективных госрасходов

Бизнес обсуждает бюджетную политику и прогноз развития экономики
Текст:  Александр Шохин (президент Российского союза промышленников и предпринимателей)
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №9 (791)
Читать на сайте RG.RU

Приближается съезд РСПП, поэтому мы решили начать еженедельные обсуждения отдельных блоков проекта Повестки дня РСПП на 2011 год и на период до 2013 года и наиболее актуальных для бизнеса направлений взаимодействия с органами власти.

В качестве первой темы была выбрана недавно начавшаяся жаркая дискуссия по бюджетно-макроэкономическим вопросам между ключевыми экономическими ведомствами - Минфином России и Минэкономразвития России.

Как озвученные Минэкономразвития России тезисы о бюджетном дефиците как одном из условий реализации инновационного сценария, так и ответ Минфина России о необходимости "по одежке протягивать ножки", - вполне содержательная дискуссия об оптимальном варианте стимулирования развития экономики. Но, как всегда, есть несколько "но"...

Бизнес сейчас находится в ситуации неопределенности. Он не уверен в будущем и до сих пор не вернулся к долгосрочным стратегиям развития. Почти 60% руководителей компаний при обсуждении задач на перспективу заглядывают вперед менее чем на 3 года. 16% опрошенных РСПП компаний планируют свою работу только на год. Такие цифры были бы объяснимы в начале кризиса, но не во время восстановительного роста, пусть и в предвыборный период.

Вроде бы в таких условиях бизнес не особо должна волновать проблема допустимости бюджетного дефицита после 2015 года. Но на самом деле на первый взгляд теоретическим спором о параметрах прогноза до 2030 года стоит вопрос нагрузки на бизнес в ближайшие годы.

Логика здесь такова:

- мы не можем снизить налоги на бизнес из-за высокого уровня текущих бюджетных обязательств - все-таки предвыборный период ;

- мы не можем сейчас переложить нагрузку с бизнеса на потребителей - по той же причине, хотя наши коллеги из "Деловой России", а вслед за ними уже и Минэкономразвития России уже заявляют, что для переориентации налоговой системы на задачи развития необходимо "в большей степени снижать налоги на деятельность и в большей степени брать налоги с расходов, с потребления, с недвижимости и с имущества". Перенос нагрузки на потребление - не панацея. Ситуация с акцизами на бензин в начале 2011 года показала, что не до конца продуманные решения по переносу нагрузки на потребление просто разгоняют и без того высокую инфляцию. Что будет при резком повышении нагрузки на граждан через налог на недвижимость (в условиях, когда дорожает и "коммуналка", и продовольствие) - выяснять не очень хочется;

- мы не можем быстро повысить эффективность бюджетных расходов, чтобы хотя бы заморозить нагрузку на бизнес (все хотят, но не знают, как это сделать, - по оценке Минэкономразвития России на развитие работает 10% бюджета).

Так что, как ни странно, в дискуссии во многом можно было бы поддержать Минфин России. Хотя не всегда по тем причинам, которые озвучивает министр финансов.

Мы против бюджетного дефицита не потому, что считаем сам факт сохранения дефицита вредным или опасным для экономики. Мы против того, чтобы дефицит сохранялся из-за "механического" увеличения расходов без попыток повысить их эффективность.

Отсюда ключевой вопрос: кто будет платить за модернизацию. Рост нагрузки на бизнес вообще не должен рассматриваться как возможная альтернатива решения проблем финансовой стабильности. А главное - если мы сейчас повысим нагрузку, то через какое-то время ее опять придется повышать - налоговая база будет в лучшем случае не увеличиваться, в худшем - сокращаться.

В сложившихся условиях, и это подтверждают опросы РСПП, бизнес уже чувствует себя не локомотивом развития, а кошельком (во всяком случае, об этом говорят более 50% опрошенных нами компаний). А кошельку проще работать не с активами, а "с наличными", не с инновационными, а быстро окупаемыми проектами.

Как уже сказано, маловероятно, что меры по переносу нагрузки на имущество и потребление, поддерживаемые бизнесом, кто-либо рискнет вводить в 2011 или 2012 году - предвыборный период не время даже для озвучивания подобных экспериментов. Значит, серьезно начинать работу по "контурам" перестройки налоговой системы можно будет не раньше 2013 года.

Кстати, планирует ли государство в рамках перекладывания налоговой нагрузки на потребление повысить нагрузку и на себя, раз 90% бюджета направлено на потребление? Заодно можно было бы простимулировать повышение эффективности своих расходов.

Любое государство при формировании стратегии развития всегда может сказать: бизнес по определению считает любой уровень налоговой нагрузки слишком высоким. Поэтому в любой момент власть готова увеличить налоги исходя из своих текущих задач. Но в таких условиях действительно бизнесу будет не до инноваций. Так что источник финансирования инновационной стратегии надо искать в отказе от неэффективных госрасходов и повышении эффективности остающихся, а не в манипуляциях с бюджетным дефицитом или повышением нагрузки.

Бизнес