15.03.2011 00:40
Экономика

Борис Титов: "Бездефицитный бюджет" и "борьба с инфляцией" - это не священные коровы

Стратегию-2020 должен писать и бизнес тоже
Текст:  Борис Титов (председатель общественной организации "Деловая Россия")
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №9 (791)
Читать на сайте RG.RU

Казалось бы, зачем "Деловой России" тратить свои материальные и интеллектуальные ресурсы на написание своей версии экономической Стратегии-2020, если этим занимаются такие мощные структуры, как аппарат правительства и "Единая Россия". Ответ простой. На наш взгляд, реальную Стратегию, способную на деле переломить ситуацию в российской экономике, способны написать только бизнесмены, при этом бизнесмены, занятые в реальном секторе экономики.

У нас хорошие партнерские отношения с "Единой Россией". Но 2011-й - это предвыборный год. Поэтому "партия власти" нацелена первым делом на электоральный успех. Кто составляет основную часть электората? Работники бюджетной сферы и пенсионеры. Именно за их голоса будут бороться партии и их интересы прежде всего будут защищать. Как эта защита видится власти, можно посмотреть на примере истории с Единым социальным налогом. Вроде хотят заткнуть дыру в бюджете Пенсионного фонда. На практике получается сокращение рабочих мест, сокращение социальных гарантий и отчислений по обязательному пенсионному страхованию. Редчайший случай - профсоюзы выступили совместно с объединениями предпринимателей против повышения ставок социальных страховых выплат. Заботились о народе, о "социалке", а получился антисоциальный, антипенсионный налог. Теперь вот бьемся, чтобы его отменили.

С правительством у нас также налажен продуктивный диалог. Власть же сейчас на фоне растущих цен на нефть (а последние события на Ближнем Востоке не дают поводов считать, что цена будет падать в обозримой перспективе) находится в большом искушении отложить необходимые структурные реформы. Долгое время власть вручную управляла 30-40 крупнейшими компаниями, и этого вполне хватало на тот момент. Сейчас уже не хватает. Прошедший кризис показал, насколько хрупка и зависима от внешних факторов такая система. Очевидно, что Россия, как государство, не готова нести издержки и риски, присущие сырьевой экономике. Высшее руководство страны это отчетливо осознает, но насколько реформы продвинутся на уровне исполнителей в министерствах - большой вопрос. Не хотелось бы, чтобы экономика стала заложником лености бюрократической машины государства.

Вот те причины, по которым программу должны писать не чиновники или политики, а бизнесмены. Мы ориентируемся не на выборы или цены на нефть, а на реалии ведения бизнеса в стране. А реалии таковы, что если не предпринять в ближайшее время решительных мер, то Россия останется исключительно с "трубой". Цифры статистики реально ужасают. 17% предпринимателей намерены эмигрировать, 50% не исключают для себя такой возможности. Многие переносят производства за пределы России, в тот же Казахстан, где налоговая нагрузка в совокупности меньше на 40%. А ведь это рабочие места, это налоговая база государства, это будущее, которого сейчас Россия лишается.

Недавно министерство экономического развития представило "стратегию инновационного развития России". Там много дельных, хороших, детализированных по отраслям предложений. Но мало самой "стратегии". Вроде бы создана инфраструктура для реализации инновационных бизнес-проектов, по финансированию инноваций Россия входит в первую десятку стран. Но это не работает. За рубежом 60-70% инвестиций в инновационный сектор - частные, у нас - государственные. Об эффективности такого подхода говорит то, что в жизнь входит термин "принуждение к инновациям". Последний раз на российском новоязе принуждением называли военные действия. Нужно реально заинтересовывать бизнес участвовать в этом процессе, а не закачивать в неэффективные механизмы государственные деньги.

По оценкам экспертов, до 90% российских инноваций в принципе нереализуемы внутри страны из-за отсутствия технологической и производственной базы. А откуда возьмется такая база? Кто будет строить новые заводы, если бизнес намерен сокращать свое присутствие в стране в результате совокупности налогового гнета, административных барьеров и коррумпированности? Это уже вопрос инвестиционного климата в стране.

Инновации уходят. Реально уходят за рубеж. Нет производственной базы, нет условий для ее создания. Вот член нашего Генсовета Елена Николаева создает завод по выпуску высокотехнологичной продукции в Малайзии. Там государство за свои деньги ей завод строит, ей только станки купить и запустить ноу-хау. И не надо упрекать ее в отсутствии патриотизма. Это человек, который на свои личные деньги сохранил в России целую научную школу. Но нет никакой возможности в нынешних условиях создать производство с нуля. Вот что надо менять! И меры должны быть беспрецедентными.

При этом времени у нас не столь уж много. Нет у России возможности написать программу, чтобы через два года сесть и сказать: "Опять не сходится. Давайте переделывать". Права на ошибку уже нет. Лимит исчерпан.

Правительство сейчас довольно правильно говорит о том, что надо "жить по средствам". Но надо понять, что "бездефицитный бюджет" и "борьба с инфляцией" - это не священные коровы. У нас ведь даже инфляция по своей структуре нефтезависимая. Деньги от продажи углеводородов в экономику поступают регулярно, а товарным предложением внутри страны они не обеспечиваются. В итоге импорт и повышение цен на всю линейку продукции. Если насытить рынок отечественными товарами, то и инфляция пойдет вниз.

Нам говорят: в бюджете нет денег для стимулирования инноваций на китайском уровне. Так давайте вместе поищем. Если поднять акцизы на табак до уровня всего лишь Латвии, а это ниже среднеевропейского, то уже 3/4 дефицита Пенсионного фонда будет закрыто. Акцизы на алкоголь, тонкая настройка НДПИ - еще очевидные источники финансирования госнужд. Налог на недвижимость, очевидно, должен взиматься по рыночной стоимости. Понятно, что население не способно в массе своей платить такие деньги. Значит, нужна граница отсечения - до такого-то метража налог с человека не берем. Но вот все эти коттеджи за сотни тысяч и миллионов долларов - их владельцы должны платить по полной ставке.

Бизнес Макроэкономика