16.03.2011 00:40
Экономика

"РГ" публикует приказы, устанавливающие требования к безопасности на транспорте

Транспортной безопасностью будут заниматься особо проверенные кадры
Текст:  Татьяна Леонтьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №54 (5430)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня "Российская газета" публикует три приказа минтранса, которые устанавливают требования к безопасности в авиации, на речном, морском и автомобильном транспорте, а также в дорожном хозяйстве.

Это, по сути, свод правил и план организации необходимых мер, чтобы защитить инфраструктуру и сами транспортные средства от всевозможных незаконных посягательств, в том числе и от террористических актов.

Особое внимание в документах уделено подготовительной работе - оставлению планов, расписанию проверок, обучению персонала. Например, не реже 1-2 раз в год необходимо проводить специальные учения всех, кто имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности. И, кстати, не каждый человек еще может претендовать на то, чтобы войти в этот "отряд". Ему просто откажут в приеме на работу, если он имеет непогашенную или неснятую судимость либо состоит на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании. Не пройдут и те, кто менее трех лет назад был уволен с госслужбы из-за грубых нарушений дисциплины или в связи с утратой доверия. Но если таковые все-таки уже работают, то им грозит увольнение. По крайней мере, в документах есть требование проверить всех сотрудников, соответствуют ли они необходимым критериям, установленным Законом "О транспортной безопасности".

Постановлением правительства, напомним, введены три уровня безопасности инфраструктуры и транспортных средств. Первый предусматривает защиту от потенциальных угроз, когда есть вероятность опасности незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Он действует постоянно. Второй уровень безопасности уже требует степень защиты от непосредственной угрозы, созданной конкретными условиями и факторами. И третий - касается прямых угроз. Эти два уровня объявляются и отменяются решением оперативных штабов либо главой минтранса или МВД.

Для каждой категории инфраструктуры и транспортного средства (их всего четыре) предусмотрены четкие сроки для принятия дополнительных мер, если был изменен уровень безопасности. От 3 до 12 часов. Категории устанавливаются по мере убывания их значимости - от первой до четвертой. Они определяются по нескольким критериям, например, по возможным последствиям от незаконного вмешательства и по степени угрозы. Более конкретные параметры будут установлены специальным документом. Но уже можно предположить, что такие аэропорты, как Шереметьево, большие железнодорожные станции и вокзалы войдут в первую категорию. А какой-нибудь полустанок или маленький аэропорт на Севере - отойдет к четвертой.

Для каждой категории транспортной инфраструктуры при определенном уровне безопасности помимо общих мер предусмотрены и особые действия. Так для первой категории при третьем уровне безопасности на речном и морском транспорте дополнительно надо провести досмотр не менее 25 процентов от общего числа проходящих и проезжающих. И в течение пяти минут передать нарушителей или запрещенные предметы и вещества представителям компетентных органов.

Все объекты транспортной инфраструктуры их владельцы должны будут оценить по степени уязвимости и разработать план обеспечения безопасности. И то, и другое должно храниться в строгом секрете от посторонних глаз. Специальные требования предъявляются и к постам управления транспортной безопасности. Там должна безукоризненно работать связь как между пунктами на самом объекте, так и с теми, которые связаны с ним "технологической цепочкой". Работать все пункты должны круглосуточно и непрерывно, как говорится, без перерыва на обед. Все данные с технических средств безопасности надо хранить в электронном виде и при необходимости в установленном порядке передавать в компетентные органы. Но и сами "безопасники" не останутся без присмотра. На КПП и постах за ними установят видеонаблюдение. А всех остальных сотрудников и компании, которые работают на территориях вокзалов, аэропортов и другой транспортной инфраструктуры, должны в наглядной и доступной форме проинформированы о правилах безопасности.

И особо ужесточается пропускной режим. Если это постоянный пропуск, то помимо традиционных фамилии, имени, отчества и должности в нем должны быть указаны срок и временной интервал действия документа и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен его владелец. Выдавать пропуска любых видов можно только при личном обращении владельца. А все его реквизиты тут же заносятся в спецбазу данных, доступ к которой имеет ограниченный круг лиц. Кстати, в зоне транспортной безопасности носить пропуска надо не в кармане или сумочке, а поверх одежды. За нарушение правил внутреннего распорядка или при увольнении документы незамедлительно изымаются. И уничтожаются с обязательной регистрацией, что именно этот документ выбыл из оборота.

Транспорт Охрана порядка Минтранс