17.03.2011 00:05
Культура

В Москве стартовал фестиваль "Мода и стиль в фотографии"

"Мода и стиль в фотографии" - в Москве
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №55 (5431)
Читать на сайте RG.RU

Международный фестиваль "Мода и стиль в фотографии", стартовавший в Москве выставками Юргена Теллера, Карла Лагерфельда, Люсьена Клерга, обещает стать событием этой весны.

О том, какие выставки нельзя пропустить ни в коем случае, рассказывает Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии.

Российская газета: Как удается сохранять драйв, делая фестивали практически каждый год?

Ольга Свиблова: Вопрос, откуда берется энергия, - вечный вопрос. Для меня главная солнечная батарея - это любовь. Мне невероятно повезло: я занимаюсь тем, что бесконечно люблю. Я люблю конкретные произведения искусства. И каждая хорошая выставка - это счастье. Ты месяц-два можешь ходить счастливо и встречаться каждый день с любимым, замечательным искусством.

Выбор каждого фестиваля - это просто выбор вещей, которые ты любишь, которые тебе важны. Другое дело, что нужно чувствовать ситуацию, предугадывать восприятие зрителей, понимать, как выставка будет воспринята здесь и сейчас. Ты реализуешь собственную мечту, но стремишься заразить ею зрителей.

РГ: Очень приятно, что в программе фестиваля заявлена выставка "Итальянский реализм. Фотографии 1945-1975". Но разве она имеет отношение к теме моды?

 
Видео: Сергей Куксин

Свиблова: Зато она связана со стилем. Итальянский неореализм в кино, итальянская реалистическая фотография, так или иначе связанная с киноэстетикой, итальянское современное искусство и итальянский дизайн - это явления, выросшие на одной культурной почве. Вопрос не в том, чтобы провести границы, за которые - ни шагу, а наоборот - в том, чтобы показать взаимосвязи. Эти связи не высосаны из пальца, они живые. Одно из доказательств тому - частная коллекция из семьи Котронео, которые равно любят живопись XVII века и современное искусство. 150 работ из этого собрания были показаны в Париже, в Риме, Мадриде, Мексике. Я очень рада, что эти работы увидят в Москве.

РГ: Обычно на фотографических фестивалях МДФ заявляется три темы...

Свиблова: Фестиваль "Мода и стиль в фотографии" организован более свободно. Тут нет жесткого деления на темы. Хотя понятно, что в этом году у нас в фокусе - Италия. Но кроме тематических акцентов важны также стилистические. Не все то, что модно, потом кристаллизуется в стиль. Что-то уходит, как вода в землю. А что-то остается. Стиль более широкое понятие, чем мода: это образ жизни, тип востребованных звезд, манера вести себя...

Мы стремились показать стили, которые сейчас находятся на пике. Причем совершенно противоположные по духу. С одной стороны, это "Опыты занимательной химии. 1980-1890" американских художников МакДермотта и МакГрафа. С другой - "Тексты и образы" Юргена Теллера. И в том и в другом случае героями снимков могут становиться знакомые автора, его друзья, члены семьи, он сам. Но МакДермотт и МакГраф создают театрализованные постановки в стиле XIX века и воспроизводят старинные фотографические техники. Юрген Теллер, напротив, имитирует стиль любительской фотографии, лишенной всякой парадности. Эта съемка, которая не боится тела в его неприкрашенности. Более того, Теллер стирает дистанцию, которая разделяет портретируемого и фотографа. Естественно, за его как будто домашней съемкой кроется сложнейшая работа. Эту тенденцию, которую условно можно назвать "антигламурной", успешно эксплуатируют сегодня глянцевые журналы. Не случайно Юрген Теллер - один из самых востребованных фэшн-фотографов мира.

РГ: То есть фестиваль делает ставку на звезд мировой фотографии?

Свиблова: Да, но и на звездных персонажей. Вторая тема, которую мы для себя обозначили, готовя фестиваль, - "Люди в свете". У нас будет выставка "Мик Джаггер. Фотоальбом", где будет более 70 портретов лидера The Rolling Stones. В том числе работы Энди Уорхола, Энн Лейбовиц, Сесила Битона, Карла Лагерфельда...

Именно в Москве состоится мировая премьера выставки фотографий Марлен Дитрих. Это небольшая выставка, но безумно интересная. Как известно, Марлен Дитрих очень жестко контролировала свои фотосессии. Именно она командовала на них парадом. Но при этом у нее были снимки, которые ей лично особенно нравились. Она их хранила дома. Там есть фотографии известных мастеров, есть - неизвестных фотографов. Иногда это маленькие контрольки, иногда - блистательно отпечатанные работы фото Эдварда Стайхена или Ирвинга Пенна. В 1981 году эта уникальная коллекция, представляющая образ звезды в глазах ее самой, досталась ее внуку. А потом оказалась у Люсьена Клерга. Впервые он ее покажет в Москве.

РГ: Российские фотографы участвуют в фестивале?

Свиблова: Мы решили, что несправедливо, что "в свете" вспышки оказываются только звезды. У нас будет показан проект Сергея Чиликова "Гастарбайтеры". В "Манеже" мы представим огромный проект Джейсона Ашшкенази и Валерия Нистратова "Статистика". Они снимали обычных людей в Костроме, Владивостоке, Москве... Это сдержанный портрет России, негламурной, разной, непохожей на наши ожидания.

А рядом будет проект Wall Press Photo, где мы собрали съемку современных папарацци, снимающих людей на фоне рекламных баннеров. Мне показалось интересным соединить людей, которые постоянно ходят на разного рода презентации, с портретами тех, кто на них не бывает никогда. Они встретятся - лицом к лицу - в "Манеже". Наконец, фестиваль станет дебютной площадкой для молодых художников и фотографов. Рада, что в новой программе много выпускников нашей школы им. А.М. Родченко. Жду от них многого.

Арт