Согласно статистике ГИБДД по Пермскому краю, за последний год в регионе возросло число аварий по вине водителей общественного транспорта.
В 2010 году в Пермском крае водители общественного транспорта стали виновниками 59 ДТП, в которых погибли три и получили травмы различной степени тяжести 75 человек. Для сравнения, за аналогичный период 2009 года по вине водителей общественного транспорта произошло 47 ДТП, в которых два человека погибли и 66 получили травмы.
Три водителя автобусов совершили ДТП в состоянии алкогольного опьянения. В 25 случаях водители превысили допустимую скорость - в таких ДТП погибли два человека и 28 получили травмы. В трех случаях выехали на встречную полосу, в пяти - нарушили правила проезда перекрестков.
Самое громкое ДТП с участием автобуса произошло в Перми еще 19 октября 2009 года. Неуправляемая машина 67 маршрута, принадлежащая частному предпринимателю Сергею Караеву, протаранила 20 автомобилей на Комсомольском проспекте и завершила свой путь только на ступенях Соборной площади. Как позднее установили эксперты, в "бешеном" автобусе возвратная пружина привода топливного насоса высокого давления (попросту говоря, пружина педали газа) была изготовлена кустарным способом. Поэтому педаль газа запала, и водитель не смог контролировать машину.
Сразу после ДТП проверяющие УГИБДД по Пермскому краю обнаружили на предприятии ИП Сергея Караева целый букет нарушений. Так, среди документов не нашлось медицинских справок на часть водителей, работавших в штате. В личных карточках водителей отсутствовали стажировочные листы. Контроль за их работой на линии осуществлялся формально. Кроме переносной лампы и молотка, других средств проверки технического состояния автобусов на предприятии не нашлось. Не было и журнала учета неисправностей. Кроме того, только в 2009 году ГИБДД запрещала Караеву эксплуатацию восьми неисправных автобусов. За выпуск их на линию было составлено два административных материала, но никаких выводов из этого Караев не сделал. Пострадавшие в том ДТП до сих пор отстаивают свои интересы в суде, а Караев пытается переложить всю материальную ответственность за скандальную аварию на малоизвестную фирму "Турист-автотранс".
К счастью, в том масштабном ДТП на Комсомольском проспекте серьезно никто не пострадал, но череда аварий с участием автобусов не прекратилась. Один автобус въехал в аллею Комсомольского проспекта, водитель другого - попытался проскочить на красный свет светофора и протаранил трамвай, третий опрокинулся в кювет... Все мы уже наслышаны о подобных ЧП и садимся в салон автобуса, будучи готовыми к любым неожиданностям. Ведь по данным ГИБДД, каждый десятый автобус выходит на маршрут неисправным. И процент неисправных машин из года в год растет.
Путь к аварии начинается в гараже, где так называемые автобусы-конструкторы собирают из завозного хлама и запчастей. Поскольку старые машины уже отслужили свой век на европейских дорогах, можно только догадываться, в какой момент у них откажут тормоза или заклинит рулевое управление. Такие автобусы снимают с рейсов инспекторы ГИБДД во время плановых рейдов, но стоит надзирающим покинуть гараж, как авторухлядь снова отправляется в рейс. Владельцам старых машин выгоднее заплатить мизерный штраф, чем терять огромные прибыли от их эксплуатации.
Такое положение дел не может устраивать людей, но действенная система контроля за пассажирскими перевозками в Перми так и не создана. Понятно, кому выгоден этот дорожный хаос - самим владельцам автобусных фирм, которые делают пассажиров заложниками своей безответственности.