В текущем году начнется строительство Северного широтного хода - железнодорожной магистрали от станции Обская до станции Коротчаево.
Определен срок сдачи дороги в эксплуатацию - канун 2015 года. Однако пока нет твердых гарантий, что амбициозный замысел удастся реализовать за столь короткий промежуток времени.
Дорога, как заявлено, главным образом нужна для перевозки газоконденсата, широких фракций легких углеводородов, сырой нефти. Только их транспортировка в солидных объемах позволит сравнительно быстро окупить проект. Причем по специальным, повышенным тарифам. Планируется доставлять углеводороды в морские порты Русского Севера, а оттуда транспортировать судами в зарубежные страны.
Составы с широтного хода направят на Северную (Трансполярную) железную дорогу. Но в своем нынешнем виде она не способна будет справиться с резко возросшим грузопотоком, поскольку ее пропускная способность в три с половиной раза меньше, чем у проектируемой магистрали. Значит, необходимо в сжатые сроки модернизировать действующую дорогу, делает логичный вывод замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. По подсчетам экономистов ОАО "РЖД", это обойдется в 55 миллиардов рублей. Источники инвестиций пока не определены.
Другая финансовая неувязка связана с запуском важнейшего объекта - моста через Обь. Он соединит Салехард с городом-спутником Лабытнанги и станцией Обская. Предполагается, что все затраты лягут на бюджет, преимущественно федеральный. Однако из него финансирование начнется лишь в 2014-м. Удастся ли за год возвести один из самых длинных в Евразии мостов вместе с многокилометровыми подходами к нему? Запланировано выделить из федеральной казны 38 миллиардов рублей. По подсчетам экономистов минтранса, через три года, с учетом инфляции, потребуется уже 45. В этом контексте любопытны сметы на строительство другого речного моста - близ Надыма. Прежде его стоимость оценивалась в 4-5 миллиардов рублей, сегодня она выросла до 12. Изыскания завершены, и теперь власти Ямало-Ненецкого автономного округа добиваются того, чтобы работы здесь начались в ближайшие месяцы.
Вообще в Приполярье, где вечная мерзлота, куда доставлять стройконструкции приходится по бездорожью, прокладка железнодорожных путей, их эксплуатация обходятся несравнимо дороже, чем, допустим, в Центральной России. Напомним, что к строительству 540-километровой ветки от станции Обская до газоконденсатного месторождения Бованенково на полуострове Ямал приступили еще в 1986 году. Тогда стройка имела статус всесоюзной. Намечалось запустить сквозное движение грузовых поездов в начале 90-х, а случилось долгожданное событие совсем недавно. Трасса, во многом уникальная по инженерным решениям, обошлась Газпрому, по словам заместителя председателя правления концерна Валерия Голубева, в 147 миллиардов рублей. Компания предложила Российским железным дорогам выкупить магистраль примерно за 130 миллиардов рублей, но потенциальный покупатель от сделки отказался. Немедленной экономической отдачи от эксплуатации ветки ожидать не стоит - месторождение пока не запущено. Отдалена и перспектива продления дороги до портов Сабетта, Харасавэй с целью транспортировки сжиженного природного газа и газоконденсата.
Протяженность Северного широтного хода превысит 700 километров. Чтобы проект был реализован в намеченные сроки, губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин предлагает сделать его ключевым в федеральной программе развития Арктики. Председатель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин не исключает возможности включения проекта в гарантийный список специализированного международного фонда по иностранным инвестициям. Правда, такой фонд еще не сформирован. Спикер Госдумы Борис Грызлов считает, что возможно получение денег для строительства железной дороги из Инвестиционного фонда России, а также из казны за счет перераспределения средств федерального бюджета, дополнительных доходов от продажи нефти.