Самое мощное из зарегистрированных на Урале землетрясений произошло в 1914 году в районе Билимбаевского завода. Сила толчков в эпицентре составила 6-6,5 балла.
В некоторых домах тогда обваливались печные трубы, трещали стены деревянных изб. При этом и в Екатеринбурге, который находится в 60 километрах от Билимбая, заметили толчки тверди: \"заходила\" посуда в горках, задребезжали стекла...
Катастрофа в Японии заставила вспомнить, что землетрясения случаются и в таких достаточно спокойных регионах, как Урал. Какова вероятность пробуждения стихии у нас? Насколько мощными могут оказаться землетрясения на границе двух континентов? И можно ли определить, где именно их ждать?
Об этом корреспонденту \"РГ\" рассказывает старший научный сотрудник Института геофизики Уральского отделения РАН Александр Гуляев.
Российская газета: Александр Николаевич, много ли было еще за историю Урала землетрясений, подобных билимбаевскому?
Александр Гуляев: Настолько сильных - всего два. По крайней мере за последние 250 лет - за тот период, о котором у нас хранятся достаточно подробные данные сейсмических наблюдений. Примерно такое же по мощности землетрясение случилось в мае 1798 года в районе Кыновского завода на реке Чусовой. В результате ощутимыми - 3-4-балльными - сотрясениями тогда был охвачен весь Средний Урал.
Конечно, аппаратуры для сейсмологических наблюдений в то время не существовало, и судить о мощности подземных толчков сегодня мы можем только по описаниям, сохранившимся в исторических источниках: насколько ощущали их люди, каков был характер воздействия на здания, предметы быта? Предполагается, что очаг кыновского и билимбаевского землетрясений находился на глубине порядка 25-30 километров.
В целом за два с половиной столетия на Среднем Урале зафиксировано не менее 35 землетрясений, сила сотрясения в эпицентрах которых оценивается в 3-5 баллов. И хотя по большому счету сейсмическая активность земной коры в нашем регионе является низкой, вероятность возникновения землетрясений до 6,5, а возможно, и до 7 баллов, безусловно, существует.
Дыхание земли
РГ: Получается, что вопрос лишь в том, когда это произойдет? Бытует мнение, что на Урале землетрясения случаются раз в 100 лет. Вот и между двумя упомянутыми вами наиболее сильными уральскими землетрясениями разница в 120 лет. Не означает ли это, что нас может тряхнуть уже в ближайшее время?
Гуляев: К сожалению, надежной методики прогноза времени возникновения подземных толчков до сих пор не существует. Что, к слову, доказало и землетрясение в Японии. Все-таки нужно признать, что периодичность возникновения сильных землетрясений обусловлена глобальными процессами внутри земного шара. Но при этом известно, что сейсмическая активность земной коры во многом зависит от скорости ее деформации.
Как показывает GPS-мониторинг, у нас, на Среднем Урале, она невысока. Предполагается, что таким темпам деформирования как раз и соответствует частота возникновения землетрясений силой в 6-6,5 балла один раз в 100-125 лет.
РГ: Но, как я понимаю, сказать точно, случится \"событие\" или нет, нельзя?
Гуляев: Да. Мы можем говорить только о вероятности. Но при этом можем назвать места предполагаемого возникновения очагов землетрясений в любой точке Среднего и прилегающих районов Северного и Южного Урала. Так, возможность возникновения землетрясений на Среднем Урале наиболее высока в крупных тектонических узлах, образованных сближением и пересечением крупных разломов, проявляющих активность на современном этапе. Нужно отметить, что вблизи этих узлов расположены крупные промышленные центры - Ревда, Первоуральск, Чусовой, Лысьва, Кушва, Верхняя Тура, Нижний Тагил, Златоуст, Миасс, Кыштым, Снежинск, Верхний Уфалей, Касли, Нязепетровск.
При размещении инженерных объектов в этих районах нельзя забывать о вероятности возникновения землетрясений до 6-7 баллов.
По баллу на 20 этажей
РГ: А каким зданиям и сооружениям землетрясения такой силы будут угрожать в первую очередь?
Гуляев: Конечно, пострадают ветхие и аварийные сооружения. Кроме того, могут получить повреждения здания с увеличенной, в 40-60 этажей, высотой, построенные без учета сейсмичности. Замечу, сила сейсмического воздействия увеличивается приблизительно на один балл через каждые 20 этажей. Поэтому если в основании здания сила воздействия составит порядка 5 баллов, то на 20-м этаже она будет порядка 6, а на 60-м - уже 8 баллов.
РГ: Пожалуй, главный вопрос после событий в Японии - в насколько безопасном месте с точки зрения сейсмических условий стоит Белоярская атомная станция?
Гуляев: АЭС строятся с учетом величины расчетной силы сейсмического воздействия на них в 9 баллов. Могу заверить, что вероятность возникновения природных сейсмических явлений такой силы на Среднем Урале практически равняется нулю. Самые сильные из отмеченных природных и техногенных сотрясений в нашем регионе составляют 6,5 балла. При этом в районе Белоярской АЭС наибольшая зафиксированная величина сейсмических сотрясений не превышала 5 баллов.
Подвижная порода
РГ: А что с другими объектами? Всегда ли строители учитывают сейсмический фактор?
Гуляев: Обязаны его учитывать, для них это строго прописано в строительных нормах и правилах, поскольку Урал отнесен к районам, где при проектировании инженерных сооружений необходимо обязательно рассчитывать сейсмичность. Всегда ли они это делают - вопрос другой.
РГ: Но в Екатеринбурге и сегодня можно заметить с десяток-другой зданий, на которых есть трещины. Периодически проваливается грунт на дорогах. Это что - результат небольших подземных толчков или ошибки строителей?
Гуляев: Причину каждой такой аварии, разрушения нужно рассматривать индивидуально. Иногда на этот процесс может повлиять комплекс факторов, а иногда можно найти одного, совершенно конкретного виноватого. Но, думаю, винить землетрясения нужно все-таки не в такой значительной степени.
В данном случае мы, ученые, уже не первый год говорим и о влиянии на аварийность, особенно в больших городах, геодинамического фактора. В отличие от сейсмических процессов, все-таки достаточно редких для региона, геодинамические - то есть различные подвижки земных пластов в верхних слоях, на глубине до 5-7 метров - протекают непрерывно. И по сути они носят характер своего рода \"тихих землетрясений\", сила которых тем не менее может достигать 6 баллов. И именно с геодинамическим фактором бывает связано немалое число аварий на дорожном полотне, различных коммуникациях и зданиях. Сегодня мы уже знаем, какие районы подвержены больше всего этому явлению.
Составлена карта таких мест. Но вынужден признать, что пока далеко не всегда строители пользуются научными исследованиями при возведении объектов.
Самые сильные землетрясения на Урале
Кроме самых мощных - билимбаевского и кыновского землетрясений, произошедших на территории Урала за последние 250 лет, ученые выделяют следующие ощутимые землетрясения, магнитуда которых составила 4 -4,5, а сила толчков на поверхности - 3-5 баллов.
12 декабря 1836 года - в районе Златоуста-Кыштыма;
11 сентября 1841 года - в Нижнем Тагиле и его окрестностях;
27 апреля 1847 года - в бассейне реки Серебрянка, в Кушвинском, Верхнетуринском, Нижнетуринском и Бисертском районах;
10 июля 1892 года - в Косулино, Верхнем Дуброво, Сысерти;
28 июля 1956 года - в Перми, Кунгуре, районе Лысьвы;
13 сентября 1958 года - в районе Кунгура, Красноуфимска;
21 февраля 1970 года - в районе поселка Павда.
Где вероятны землетрясения
Ученые Института геофизики УрО РАН составили карты сейсмического районирования центральной части Уральского региона.
Согласно этим картам, предполагается, что вероятность возникновения очагов ощутимых землетрясений на Среднем Урале наиболее высока в крупных тектонических узлах, образованных сближением, сочленением и пересечением крупных разломов земной коры, проявляющих активность на современном этапе. Среди них выделяются узлы, где возникновение очагов ощутимых землетрясений за историю наблюдений уже отмечалось, а также узлы, имеющие схожие тектонические характеристики, в пределах которых такого рода землетрясений еще не возникало.
К первым относятся: Билимбаевский, Серебрянский, Висимо-Тагильский, Златоуст-Миасс-Кыштымский, Колюткинско-Двуреченский.
Ко вторым относятся: Каслинско-Верхнеуфалейский и Нязепетровский тектонические узлы.
Как оценивают силу толчков
Оценку силы землетрясений на поверхности ученые нашей страны ведут по шкале MSK-64. Это 12-балльная международная шкала, принятая в 1964 году, действует в странах СНГ и большей части Европы. Сила землетрясения в источнике называется магнитудой.
При 3-балльном землетрясении колебания отмечаются немногими людьми. При 5-балльном - качаются висячие предметы, все, находящиеся в помещении, ощущают подземные толчки. При 6-балльном появляются повреждения на стенах зданий. При 8-балльном в них возникают трещины, обваливаются карнизы и трубы. 10-балльное землетрясение сопровождается всеобщим уничтожением зданий, могут уничтожаться целые поселки и города.