17.03.2011 00:51
Власть

Сергей Иванов: Госграница должна стать незаметной для тех, кто действует в рамках закона

Госграница России должна быть одновременно надежной и незаметной
Текст:  Константин Новиков
Российская газета - Федеральный выпуск: №55 (5431)
Читать на сайте RG.RU

Вчера в Совете Федерации было как никогда интересно: короткая, но насыщенная повестка заседания, и два высоких гостя, каждый из которых рассказал об очень важных вещах.

Верхняя палата вчера одобрила закон, усиливающий партийную составляющую в советах депутатов небольших городов и городских округах. Теперь в представительном органе муниципального района и городского округа с численностью 20 и более депутатов не менее половины депутатских мандатов должны распределяться между партсписками.

Кроме того, сенаторы пропустили на подпись к президенту пакет законопроектов, модернизирующий уголовно-процессуальную систему. Теперь при допросе потерпевших и свидетелей будет можно использовать систему видео-конференц-связи. Кроме того, при наличии ходатайства осужденного, уже отбывающего наказание, суд обязан обеспечить его участие в судебном заседании либо лично, либо при помощи той же видеотехнологии.

После этого на трибуну поднялся председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, который рассказал о том, как российская судебная система борется с коррупцией. В 2010 году судами было рассмотрено более 9000 дел коррупционной направленности. За взятки осудили 1900 человек. К лишению свободы приговорили 25 осужденных, 63 получили условное наказание. 43 процента лишились права занимать определенные должности. Лебедев особо отметил, что условное наказание или штраф коррупционеры получают за взятку без отягчающих обстоятельств. Если же следствию удается доказать наличие группы, предварительного сговора или же выйти на особо крупный размер, то обвиняемый садится на совершенно конкретные сроки. Глава ВС отметил, что в отношении штрафов скоро заработает президентская инициатива: "В ближайшей перспективе будет введен штраф, кратный размеру взятки".

По итогам этих дел разработаны обзоры судебной практики, которые, по словам Лебедева, оказались не востребованы: "Предупреждение коррупции не используется, - пожаловался глава ВС. - Административное производство не совершенствуется. Актуальность дел очевидна. Решения судов органами власти не востребуются, не анализируются и они не принимаются во внимание для корректировки нормативных актов".

Также Лебедев рассказал о борьбе с коррупцией внутри самой третьей власти: в 2010 году 257 судей были привлечены к дисциплинарной ответственности. Из них 52 были отрешены от должности. В основном их привлекали за систематическое или грубое нарушение процессуальных законов. Трое судей привлечены к уголовной ответственности за взятку. Председатель Верховного суда озвучил меры, которые, по его мнению, необходимо принять для недопущения таких ситуаций: "Прежде всего нужно сформировать судейский корпус людьми безупречной репутации. Для этого существует конкурсный отбор на должность судьи. О вакансиях делаются публикации, сведения о каждом кандидате на должность судьи есть на сайте соответствующей квалификационной коллегии судей. Ни один кандидат не может рассматриваться, если на него нет заключения ФСБ, прокуратуры, УВД, налоговой и заключения представителя президента в федеральном округе. Кроме того, надо увеличивать прозрачность и публичность деятельности судов. Все движения по делам прозрачны, публикуются на сайте, кроме того, максимально все решения и деятельность судебных органов открыты для граждан. Во время процедуры назначения на должности судей есть возможность получения всей информации о человеке".

Еще один фильтр, который должны пройти судьи, - утверждение президентом. За 4 года он отклонил 293 кандидатуры.

После руководителя судебного ведомства на трибуну поднялся вице-премьер Сергей Иванов с докладом о государственной политике в сфере обустройства государственной границы. Он акцентировал внимание палаты регионов на том, что тема госграницы касается как минимум половины субъектов РФ, которые непосредственно соприкасаются с другими государствами, а с учетом морских и аэропортов - практически всех без исключения.

Общая протяженность российской границы - 61 000 км. 15 000 из них - сухопутный участок. Сегодня в России установлен 381 пункт пропуска на границах. С нами соседствуют 18 государств, с учетом Абхазии и Южной Осетии. Вице-премьер уточнил, что с некоторыми из них есть нерешенные вопросы территориального размежевания и особенно это касается арктического шельфа, на территориальную принадлежность которого претендуют сразу несколько государств-тяжеловесов: "Это немножко не по теме, но я возглавляю морскую коллегию и мы нашли финансовые ресурсы, чтобы оснастить научные суда современнейшим оборудованием. И нашим научным флотом вскоре будут совершены научные изыскания по плите Ломоносова и Менделеева с очевидными целями", - рассказал Иванов.

В 2010 году 257 судей были привлечены к дисциплинарной ответственности. Из них 52 были отрешены от должности

Один из важнейших вопросов, по словам Иванова, - наличие и эскалация вооруженных конфликтов вблизи нашей территории, распространение международного терроризма, трансграничные преступные группы - наркотики, оружие, контрабанда, материальные и культурные ценности. Прежде всего эти проблемы актуальны на юго-восточном и южном направлениях. На российско-казахском участке наиболее острая проблема - каналы незаконной иммиграции. Сложная санитарная, фитосанитарная обстановка на центрально-азиатском, забайкальском и дальневосточном участках. Кроме того, все более серьезной проблемой становится вырубка лесов, незаконный экспорт древесины и браконьерство. "Вывод один: госграница должна быть надежно охраняемым и прочным рубежом, - заключил Иванов. Но в условиях глобализации и интеграции вешать замок на границу бессмысленно и даже опасно, поэтому "непреодолимая преграда должна стать незаметной и необременительной для тех, кто действует в рамках закона, а таких большинство". Экономика и внешнеэкономические интересы вступают в конфликт с охранительной функцией, и задача государства в этой ситуации - найти оптимальный вариант, который сведет к минимуму потери бизнеса. По подсчетам ФТС, за один час простоя транспортного средства на границе убытки перевозчика не меньше 0,04 процента стоимости всего груза. Задержка на один день снижает объем экспорта на 1 процент. Среднегодовые потери от простоя грузов на пограничных пунктах превышают 15 млрд рублей в год.

Для решения этих проблем была разработана и утверждена правительственная концепция в сфере обустройства госграницы, которая ставила своей целью одновременно повышение безопасности и надежности рубежей и создание благоприятных условий экономдеятельности. Ключевым условием выполнения стала федеральная целевая программа 2003-2010 годы. Иванов уточнил, что кризис подкорректировал планы ведомства и действие ФЦП было продлено на год. Наиболее зримый результат можно видеть на Северном Кавказе. "Сейчас там нормальная граница с учетом всех рисков, - сообщил Иванов. - Кроме того, провели обустройство, оснащение и открытие новых и реконструкцию старых пунктов пропуска".

По окончании заседания спикер Совета Федерации Сергей Миронов сообщил, что, возможно, сенату в ближайшее время предстоит собраться вне плана: "Речь идет об индексации социальной части пенсий. Если Дума оперативно примет закон, то, для того, чтобы он заработал 1 апреля, придется собирать внеочередное заседание".

Госуправление Совет Федерации