17.03.2011 00:13
Спорт

Игроки "Спартака" раскрывают тайны великого футбольного клуба

Неизвестные подробности о великом клубе из уст его героев
Текст:  Илья Зубко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №56 (5432)
Читать на сайте RG.RU

Перед стартом очередного футбольного сезона на книжных прилавках появилась новая книга "Спартаковские исповеди", которую многие болельщики наверняка прочтут с большим интересом.

Ее автор - журналист Игорь Рабинер, автор вышедшей несколько лет назад дилогии "Как убивали "Спартак". Новая книга, вышедшая в издательстве ОЛМА Медиа Групп, от предыдущих отличается принципиально. Это не скандальные истории и громкие разоблачения, а жизнь, пожалуй, самого популярного клуба страны, рассказанная его знаменитыми игроками и тренерами.

"Российская газета" внимательно изучила все 16 монологов, из которых состоит книга, и обнаружила в них массу фактов, доселе широкому кругу болельщиков неизвестных.

"Золотой" гол Мельбурна

Анатолий Исаев рассказал, что в финале Олимпиады-56 решающий гол забил он, а не его напарник по "Спартаку" и сборной Анатолий Ильин: "Видел, что Толя мяча уже за линией ворот коснулся. Подбежал к нему и сказал: "Молодец, что подстраховал". А все подумали, что он этот гол забил. Ну и ладно, думаю, главное, что победу одержали, а кто забил - неважно. А обидно стало, когда Ильин получил орден "Знак Почета", а я - ничего. Мало того, мы выступали перед какой-то аудиторией после Игр, и он хоть бы упомянул про меня! Даже Валька Иванов с женой Толю спрашивали: "Почему ты молчишь?" - "Ну, все говорят, что я гол забил, так чего мне встревать?"

В самолет за Симоняном

В 1951 году адъютанты Василия Сталина прилетели на сборы "Спартака" в Кисловодск. Изрядно напоив, погрузили Никиту Симоняна в самолет и отправили в Москву, где его уже ждал сын вождя. Тот начал уговаривать форварда перейти в клуб ВВС. Но Симонян ответил: "В "Спартаке" благодаря партнерам и тренерам я вроде бы состоялся как игрок. Разрешите остаться в "Спартаке". Вот это его подкупило. Он тут же обратился к своим - а их там было человек шесть-семь: "Вы слышали? Правда лучше всех неправд на свете! Спасибо, Никита, что ты сказал мне правду. Иди играй за свой "Спартак".

Мохер как бизнес

Геннадий Логофет популярно объяснил, за счет чего футболисты могли в Союзе хорошо заработать: "Денег в "Спартаке" платили меньше, чем в провинции, потому что доплат не было. А зачем нам доплаты? В Италию съездил один раз - и эквивалент всей годовой доплаты "Шахтера" привез. На перепродаже кофт, шмоток, мохера, которого в Союзе и близко не было... Где брать мохер в Париже, нам подсказали танцоры ансамбля Игоря Моисеева, с которыми мы жили в одной гостинице. Там на доллар мы покупали пять мотков, а здесь "загоняли" каждый моток по двадцатке. Тратим доллар - получаем сто рублей!"

Кто убрал Деда

Когда "Спартак" единственный раз в своей истории вылетел в первую лигу в 1976 году, Николай Старостин был отдален от команды. Тогдашний главный тренер "красно-белых" Анатолий Крутиков признался, что это было его решение: "Я не взял Старостина не из-за того, что профсоюзы сказали, - это просто совпадение, что у них желание было такое же. Мы все - Гиля Хусаинов, Варламов, Исаев - сказали, что хотим попробовать свои силы самостоятельно. Может, это меня и сгубило. Но от команды я Старостина отодвинул не по подсказке профсоюзов, а по собственной инициативе".

Дасаев и Коран

В воротах Рината Дасаева всегда на удачу лежала сумочка. Помимо запасных перчаток в ней, оказывается, был Коран: "И это было для меня гораздо большее, чем примета. Об этом не знал никто: ни Бесков со Старостиным, ни ребята. Никогда не был глубоко верующим, но я татарин, мусульманин, и родители привили религию предков. Перед играми не молился, пост не соблюдал, но без Корана в сумочке года с 80-го на поле не выходил".

Машина для Федора

Кумир спартаковских болельщиков как-то признался в интервью, что ездит на общественном транспорте. Узнав об этом, поклонники таланта Федора Черенкова презентовали ему машину. Даритель "Жигулей" десятой модели пожелал остаться неизвестным: "Что тут скрывать - я был приятно удивлен, когда это произошло. Александр пригнал машину к моему подъезду, пришел с уже готовыми документами. Он представился как спартаковский поклонник, но сказал, что подарок этот не лично от него, а от болельщиков "Спартака".

Зачем Черчесов сбрил усы

Мало кто видел голкипера "Спартака" Станислава Черчесова без его густых усов. Оказывается, был момент, когда вратарь сменил имидж, о чем не узнал даже его коллега Дасаев: "Ринат меня Бабаем прозвал. Наверное, с того момента, когда в тулупе увидел. Все время советовал мне усы сбрить. "Ну надоел уже, Бабай, со своими усами!" - говорил. Зимой 86-го года додавил. Сбриваю усы. Гордо прихожу на тренировку, предвкушая реакцию Дасаева. А он, оказывается, в этот самый день на месяц в Индию уехал со сборной при Малофееве. Возвращается, а я опять с усами".

Мостовой болел за Киев

Блиставший одно время в "Спартаке" Александр Мостовой не только был воспитанником ЦСКА, так еще и признался в детских симпатиях к главному тогда сопернику "красно-белых", киевскому "Динамо": "Киевляне тогда гремели в Европе, Кубок Кубков выиграли. У нас в области многие тогда за "Динамо" (Киев) болели. А то, что я занимался в школе ЦСКА... Так армейцы тогда из высшей лиги в первую и обратно "ездили", серьезным клубом не считались - и болеть за них мне и в голову не приходило".

Как "сплавляли" Тихонова

Отчисление Олегом Романцевым самого популярного игрока "Спартака" 90-х Андрея Тихонова болельщики не забыли до сих пор. По словам самого Андрея, только в это межсезонье вернувшегося в стан "красно-белых" уже играющим тренером, на такой шаг Романцева мог подтолкнуть тренер Вячеслав Грозный: "С игроками он был на дружеской ноге, и мы принимали его поведение за чистую монету. Как потом выяснилось, Грозный "копал" и под меня, и под Егора Титова. Ему требовалось высвободить места для своих ставленников - Артема Безродного и Максима Калиниченко".

Игроки и тренеры "Спартак"