18.03.2011 00:20
Общество

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения математика Федора Чижова

Они были направлены в науку и образование
Текст:  Инна Симонова (кандидат исторических наук)
Российская газета - Федеральный выпуск: №57 (5433)
Читать на сайте RG.RU

У нарождающегося капитализма в России, прямо скажем, малосимпатичное лицо. Тем интересней обратиться к нашей истории, к тем ее персонажам, которые стояли у истоков российского капитализма, но волей судьбы оказались забыты на многие десятилетия. Среди них и Федор Чижов - профессор математики Санкт-Петербургского университета, который в переломное для страны время становления капиталистических отношений стал "миллионщиком". Но как он распорядился своим богатством?

Летом 1858 года на Троицком шоссе, соединяющем Москву с Троице-Сергиевской лаврой, несколько групп молодых людей днем и ночью подбегали к проезжающим экипажам и повозкам, заглядывали внутрь, делали какие-то пометки в блокнотах. Никто не догадывался, что юноши были студентами Московского технического училища (нынешней "Бауманки"), которые собирали данные о всех проезжающих по шоссе. Цель - доказать правительству и Александру II выгоду создания первой русской частной железной дороги из Москвы к Троице-Сергиеву Посаду. "Мозговым центром" операции был Федор Чижов.

Его имя было широко известно при жизни, но затем несправедливо забыто. Математик и искусствовед, публицист и редактор, но главным делом его жизни стало строительство железных дорог. С 1857 года оно почти полностью было в руках иностранных банкиров и французских инженеров. "Французы просто грабили Россию, - вспоминал Чижов. ... Французы смотрели на Россию просто как на дикую страну, на русских как на краснокожих индейцев, и эксплуатировали их бессовестно..."

В своих статьях он утверждал, что десятки миллионов рублей преступно растрачены. А потом от обличений в прессе перешел к делу, став инициатором прокладки железной дороги от Москвы до Сергиева Посада силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги отечественных капиталистов. Будучи бессменным председателем правления Троице-Сергиевской железной дороги, он продлил ее через Ярославль к Вологде, планируя строительство веток на Кострому и Киржач и далее - в Сибирь. По инициативе Чижова группа московских торговопромышленников выкупила у правительства Московско-Курскую железную дорогу, не допустив ее передачи в руки иностранных компаний.

Чижов основал Московский купеческий банк - первый и самый крупный акционерный банк в Москве. Исходя из своих христианских убеждений, организовал его не как акционерное общество, а как товарищество на паях, которые циркулировали только между "товарищами" - основателями банка. Под руководством Чижова "в помощь бедному и слабокредитному торгующему люду" было учреждено Московское купеческое общество взаимного кредита. Причем только его члены имели право на получение ссуды и только их векселя учитывались. В течение многих десятилетий, вплоть до Первой мировой войны, это кредитное учреждение считалось лидером среди десятка отечественных "грандов" взаимного кредита.

Весь свой основной капитал - 6 миллионов рублей (сумма по тем временам огромная) - он завещал на строительство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений в Костромской губернии, где получило образование не одно поколение действительных наследников чижовских миллионов. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Федора Чижова.

История Наука