21.03.2011 00:46
Экономика

Железнодорожным компаниям придется сделать пригородные пассажирские перевозки прибыльными

Пригородные перевозки теперь лягут на федеральный и местные бюджеты
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №58 (5434)
Читать на сайте RG.RU

Минфин согласился субсидировать пригородные перевозки. Об этом на коллегии Минтранса сказал вице-премьер Сергей Иванов. При этом за электрички теперь будет отвечать не РЖД, а регионы. Кроме того, федеральные власти обещают помогать только первые три года.

Правда сумма федеральной помощи при этом была уменьшена с 25 миллиардов рублей до 20, уточнил замминистра транспорта Андрей Недосеков. Еще пять миллиардов, возможно, выделят дополнительно. По словам чиновника, средства из федерального бюджета пойдут регионам, которые затем перечислят их в уставной капитал пригородных железнодорожных перевозчиков. В свою очередь, РЖД передаст на ту же сумму подвижной состав. Примечательно, что такая схема, как пояснил замминистра, допускает покрытие убытков из перечисленных средств.

В любом случае субсидирование пригородных перевозок продлится только три года. Предполагается, что помощь каждому региону в первый год составит 25 процентов от затраченных на пригород средств. Далее субсидия уменьшится до 12 процентов, а затем и до 6 процентов. То есть, новым пригородным компаниям придется за три года решить проблему безубыточности. Как это отразится на ценах проезда для граждан, остается только гадать.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

На коллегии зашла речь и об авиационной теме. В частности, был разбор "полетов" во время ледяного дождя. Вице-премьер Сергей Иванов четко обозначил виновников произошедшего в аэропорту "Шереметьево". Все задержки рейсов были со стороны "Аэрофлота" и поэтому, по его мнению, необходимо вводить нормы, которые обязывают авиакомпании переходить на услуги операторов по обслуживанию судов, а не заниматься этим самим. "Дело авиакомпаний  - летать, и вовремя", - сказал Иванов. Он напомнил, что в советское время у нас в стране был единственный перевозчик - "Аэрофлот", он занимался и перевозкой, и обслуживанием судов. Сейчас ситуация изменилась. А вот в случае с "Домодедово" все претензии по последствиям ледяного дождя были адресованы аэропорту. Вице-премьер сказал, что в случае катаклизмов, когда аэропорт парализован и не в состоянии отправлять или принимать самолеты, необходимо наладить информационную систему, которая бы моментально доносила до пассажиров необходимую информацию.

Глава Минтранса Игорь Левитин сказал, что сейчас рассматривается вопрос об обязательном резервировании антиобледенительных средств и энергоресурсов в пассажирских терминалах. Речь идет об аэропортах, где перевозки составляют свыше 1 миллиона пассажиров в год. А 30-процентное резервирование энергомощностей должно быть организовано и за счет владельцев терминала.

Не обошли стороной на заседании и вопрос безопасности на транспорте. Игорь Левитин отметил, что уже проведена вся нормативно-правовая подготовка для категорирования объектов транспорта, их всего в России 600 тысяч. Конечно же, оборудовать их все сразу по новым требованиям безопасности будет трудно. Поэтому сначала будут оснащаться объекты первой категории за счет средств владельцев инфраструктуры. В случае невыполнения требований безопасности или возникновения диверсии, владельцы инфраструктуры могут попасть под уголовную ответственность, сказал министр. При этом Сергей Иванов заметил, что московские железнодорожные вокзалы буквально за один день были оборудованы рамками для проверки пассажиров. Видимо, есть возможности. Сергей Иванов намекнул, что и со стороны правительства будет осуществляться пристальный контроль по внедрению новых нормативов безопасности.

Вице-премьер настоял на том, чтобы уже в этом году на дорогах были введены европейские стандарты строительства. Когда выкуп и подготовка земли осуществляются по одной статье расходов, а строительство дорог - по другой. В таком случае будет ясна настоящая стоимость строительства, считает он. Кроме того, не будет возможности у некоторых представителей бизнеса "заниматься рэкетом" при строительстве дорог. Напомним, что в ряде случаев вдоль намеченных маршрутов федеральных трасс или даже при расширении существующих активно начинается скупка земли, чтобы потом получить с государства компенсацию за недвижимость по высоким коммерческим расценкам. Из-за этого строительство дорог в России получается в 10 раз дороже, чем в соседней Финляндии.

Железные дороги Минтранс Минфин ОАО "Российские железные дороги"