Вчера фондовые мировые индексы пошли в рост после начала вооруженной операция западной коалиции, которая нанесла ракетно-бомбовые удары по объектам правительственных сил в Ливии.
Активизировались брокеры Азиатско-Тихоокеанский региона. Тем более что в Японии начала стабилизироваться ситуация на АЭС. Кроме того, рынок положительно откликнулся на заявления Федеральной резервной системы США о том, что некоторые из 19 крупнейших банков Америки смогут возобновить выплату дивидендов, выкуп акций или возврат капитала государству в связи с "существенным улучшением" показателей их капитала и ситуации в экономике Штатов. К инвесторам возвращается уверенность, что, несмотря на все риски, которым рынки подвергались в последние восемь недель, восстановление мирового роста не остановится, считают эксперты.
Но этот оптимизм пока сдержанный. Тем более что внимание инвесторов приковано к ситуации с курсом иены. Однако вчера финансовые рынки Японии были закрыты в связи с празднованием Дня весеннего равноденствия. Так что определяющим могут стать сегодняшние торги.
После землетрясения, напомним, в ночь на 17 марта всего за 26 минут японская валюта прибавила 4,5 процента. Эксперты сравнили это с финансовым цунами. Такого укрепления к доллару ее курс не достигал со времен Второй мировой войны. И чем апокалиптичнее выглядели разрушения и угроза радиационного шока, которые должны были бы ослаблять японскую валюту, тем увереннее она набирала вес. Это заставило министров финансов и руководителей центральных банков стран G7 принять совместное экстраординарное решение - впервые за 10 лет перейти к международным интервенциям. Дорогая иена, по их мнению, может помешать восстановить экономику Японии после катастрофы, скажется на темпах роста мирового ВВП. По оценкам правительства, оптимальное значение, при котором национальные экспортеры смогут оставаться в прибыли, составляет 86,3 иены за доллар. Операция "большой семерки" уже привела к тому, что курс японской валюты в пятницу упал до 81 иены за доллар.
По словам заведующего отделом Института мировой экономики и мировых финансов РАН, председателя совета директоров ИК "Еврофинансы" Якова Миркина, во-первых, недавний взлет иены подкреплен долгосрочной тенденцией. За четыре года она на треть потяжелела по отношению к доллару (укрепилась на 33 процента). Во-вторых, у Японии инвестиции за рубеж почти в два раза превышают привлеченные средства. Поэтому "бегство капитала", все то, что вызывает финансовые потрясения в России и других развивающихся странах, здесь не играет такой роли. В-третьих, Банк Японии, чтобы удержать ситуацию, уже через три дня после катаклизма, объявил о вливании в оборот дополнительной ликвидности, о широкой денежной поддержке финансовых институтов путем выкупа их активов - государственных и корпоративных облигаций, паев инвестиционных фондов. Лимиты этой программы выкупа были подняты в 8 раз - с 5 до 40 триллионов иен. В-четвертых, предположительно, чтобы получить деньги для поддержки ликвидности, не прибегая к эмиссии, Банк Японии стал продавать свои активы в иностранной валюте. Или занимать иену. Следствие - увеличение спроса на иену и ее усиление.
"Любые колебания в курсах ключевых валют (а иена - одна из них) грозят потрясениями мировым финансам. Поэтому понятна встречная попытка других центральных банков G7 сгладить эти всплески", - говорит Миркин. Однако, по мнению экспертов, решение стран G7 поддержит рынки в краткосрочной перспективе. Впрочем, как только ситуация в Японии начнет стабилизироваться, восстановительные работы наберут обороты, а спрос на сырье подпрыгнет в соответствии с колоссальными затратами на реконструкцию инфраструктуры, то иена начнет слабеть естественным путем.
Кстати, доля Японии в российском экспорте - 3,1 процента (лес, металлы, рыба, энергосырье), а в импорте - 3,7 процента (автомобили, электротехника. В накопленных иностранных инвестициях - 3,2 процента. Не выше доля иены в активах и обязательствах российских банков. Поэтому колебания курса иены, уверен Яков Миркин, не будут иметь ощутимого влияния на рубль.
Тем временем всемирно известный миллиардер Уоррен Баффетт заявил вчера, что сейчас самое время покупать акции японских компаний, которые подешевели после землетрясения. По его мнению, будущему японской экономике пока ничего не угрожает. Для инвесторов такое авторитетное мнение может стать сигналом к действиям. И не исключено, в скором времени мы можем увидеть новый взлет японского фондового индекса.