21.03.2011 00:30
В мире

Михаил Маргелов: Дни Муамара Каддафи у власти сочтены

Текст:  Михаил Маргелов (председатель комитета Совета Федерации по международным делам)
Российская газета - Столичный выпуск: №58 (5434)
Читать на сайте RG.RU

- Первая реакция Америки и Европы на события в Северной Африке и на Ближнем Востоке оказалась традиционной. В Вашингтоне и столицах Евросоюза тотчас вспомнили о фундаментальных ценностях - о демократии, правах человека и т.д.

И заговорили о том, чем длительное время в отношении североафриканских и ближневосточных режимов пренебрегали ради интересов, прежде всего нефтяных. Так, практически накануне арабской революции, в ноябре прошлого года, в Евросоюзе прошел африканский саммит. Его открыл не кто иной, как полковник Каддафи. И заявил, что Африка готова сотрудничать только с теми, кто не выставляет "непомерных" требований в части прав человека и демократии.

Каддафи тут же потребовал от Брюсселя пять миллиардов евро на предотвращение миграции в Европу. И Евросоюз не то что "непомерных", а вообще никаких требований в части соблюдения своих ценностей Каддафи, Мубараку и проч. не предъявлял.

Но не следует излишне критиковать Европу и Америку за двойные стандарты. Если воевать с каждым из многих диктаторов, то мир впадет в состояние постоянной войны. Ведь нет оснований считать, что на смену свергнутому диктатору не придет новый, точно такой же или еще хуже. А длительная оккупация сегодня влетает в копеечку.

Об этом, кстати, с тревогой рассуждают все, кто пытается предсказать развитие событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Полковник Каддафи, пойдя на некоторые уступки Западу, тотчас отбился от рук, зарвался, причем до того, как начал стрелять в повстанцев. Ему не стоило бы похлопывать по плечу президента США и руководителей стран - членов НАТО.

То, что бомбардировки неизбежны, стало ясно уже при проталкивании резолюции СБ ООН 1973 о закрытом небе над Ливией. США, Франция, Великобритания вместе с рядом арабских стран успели слишком далеко зайти в непризнании легитимности Каддафи.

К тому же войска полковника успешно наступали, и война могла бы кончиться раньше, чем самолеты стран НАТО поднялись со своих баз. Правда, представить себе последующую расправу с побежденными повстанцами можно только в страшном сне. И вот впервые в новейшей истории ООН разрешила вооруженное вмешательство во внутренние дела суверенной страны. Сербию, как известно, натовцы бомбили без спросу.

Россия воздержалась при голосовании за последнюю резолюцию, считая, что ливийцы могут сами разобраться в своих делах. Думаю, решить ливийскую проблему, только закрыв небо в рамках операции "Одиссея. Рассвет", не удастся. Это решение потребует ввода в Ливию пехотинцев. А это - полномасштабная война и рост жертв, против чего, собственно, направлена резолюция СБ ООН 1973.

Да и опыт только точечных бомбардировок показывает, что жертвы среди гражданского населения неизбежны. К тому же воюющие в этом регионе имеют обыкновение прикрываться мирными гражданами.

Дни Каддафи, по общему мнению, сочтены, сколько бы его сопротивление не длилось. А вот что будет дальше, судить пока рано. Хотя бы потому, что сколько-нибудь последовательная программа ливийской оппозиции, воюющей под монархическими знаменами, практически неизвестна. Известно только, что еще в феврале ливийская оппозиция пригрозила лишить доступа к ливийской нефти всех, кто не помогает ей в борьбе с режимом Каддафи.

Ливия