21.03.2011 00:50
Общество

Социальные работники и сотрудники метрополитена взялись за выдворения бродяг из московской "подземки"

За неделю из столичной "подземки" выдворено больше 200 бродяг
Текст:  Ольга Нестерова
Российская газета - Столичный выпуск: №58 (5434)
Читать на сайте RG.RU

Столичный департамент соцзащиты населения Москвы вместе с сотрудниками метрополитена взялись за выдворение бродяг из подземки.

Москвичи давно возмущаются: неужели нельзя избавить метро от опустившихся бомжей? Ведь из-за них порой нельзя войти в вагон. А в час "пик" - просто мука: пассажиров зловонной волной сносит в один угол, а бродяга удобно спит на сиденьях в пустом конце вагона.

"В первый же день рейда, - рассказал корреспонденту "РГ" Андрей Пентюхов, начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам департамента соцзащиты, - мы подняли на поверхность 50 человек. Из них только трое согласились поехать в соцучреждение, и те ушли на другой день. Девятерых - совсем больных - госпитализировали. Всего за неделю отвезли на дезстанции 215 бродяг, обязали их пройти санобработку и выдали чистую одежду".

По словам Пентюхова, больше всего бездомных и бродяг - на Кольцевой линии метро. Тут они отсыпаются, колеся по кругу. Но в ближайший месяц спокойного сна им не видать, потому что ежедневно бригада из службы "Социального патруля" департамента соцзащиты, контролеров и сотрудников УВД метрополитена будет обходить вагоны и выявлять бродяг. Потом, как говорит Пентюхов, подобные мероприятия станут постоянными. Потому что в планах департамента - расширить службу "Социального патруля" и закупить дополнительно 8 машин к 10 имеющимся.

Сколько всего в Москве бродяг и бездомных, точно не скажет никто, хотя недавняя Всероссийская перепись населения коснулась и этой категории граждан. Соцработники обошли все известные им места обитания, в том числе - палаточные городки (такие есть в лесопарках, в частности в Лосином Острове), теплотрассы, так называемые привокзальные отстойники. Насчитали 6067 человек. Как говорит руководитель департамента соцзащиты населения Владимир Петросян, "это только те, которых мы видели вживую. Но, думаю, бомжей в два раза больше". Это подтверждают данные базы департамента: за шесть лет тут было зарегистрировано около 13,2 тысячи проживающих в Москве бродяг".

Эта публика весьма разношерстная, но почти на 90 процентов состоит из иногородних. Есть и беспробудные пьяницы, которых семья выгнала из дома, и беглецы от правосудия, но большинство - те, кто приехал на заработки в столицу и не устроился... За полгода жизни на улице человек деградирует, опускается на дно. "Отнюдь не все, - уверяет Пентюхов, - без крыши над головой. Многие сдают квартиры, чтобы были деньги на пропой, а сами скитаются по отстойникам. Живя на улице, нельзя не пить - замерзнешь"...

Но за последние годы смертность среди бродяг от переохлаждения сократилась в 10 раз. Глава департамента Владимир Петросян привел такие данные: "В 2008 году погибли от переохлаждения и по другим причинам 1023 бомжа, а по итогам последнего осенне-зимнего периода - 98". Связано это с активной уличной работой, которой занимается мобильная служба социальной помощи бездомным "Социальный патруль". Она еженедельно совершает до 80-90 вызовов. За 2010 год бригады оказали помощь 12,4 тысячи бездомных. В двух городских санпропускниках - на улице Ижорская и Ярославском шоссе - ежедневно получают горячее питание около 150 бродяг.

В стране нет такого закона, который запрещает бродяжничать. А помочь этим людям - с их согласия - можно. В городе 8 центров социальной адаптации (прежде они назывались домами ночного пребывания), которые рассчитаны на 1600 человек. Самый большой - в Люблино. Конечно, они не в состоянии вместить всех бездомных разом, но дело в том, что не все и соглашаются там жить. Многие перекантуются два-три дня, отоспятся в тепле и уходят. Говорят: там ни пить, ни курить нельзя - "тюрьма".

В Москве бродягами занимаются в общей сложности под тысячу соцработников, только в учреждениях социальной помощи для бездомных - около 700. "Но эта проблема, - доказывает Пентюхов, - требует законодательного разрешения на федеральном уровне. Для бродяг, среди которых, кстати, немало тех, кто сознательно выбрал свободу от всяких обязательств, следует ввести обязательный регистрационный учет с обязательным медицинским обследованием".

Да, есть свобода передвижения - ее никто не отнимает, но это право не должно нарушать права других граждан. В первую очередь на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку". Потому что мы вынуждены ездить рядом с ними в метро, держаться за поручни эскалаторов, дышать "палочкой Коха". А пока нет такого закона, приходится вытуривать их из метро, чтобы заставить вымыться и переодеться.

Соцзащита