"Бейте их", - выкрикнул кто-то из разъяренной толпы, которая собралась у входа в штаб-квартиру Лиги арабских государств (ЛАГ) , расположенную на ставшей знаменитой на весь мир площади Тахрир в центре Каира.
Бить хотели группу российских журналистов, прилетевших в египетскую столицу вместе с главой МИД России Сергеем Лавровым.
"Да здравствует полковник Каддафи! Позор Саркози! Руки прочь от свободной Ливии!" - ревела толпа. Тут же топтали изорванные в клочья знамена ливийской оппозиции и целовали портреты вождя Джамахирии. Увидев людей европейской внешности, да еще с камерами, митингующие приняли нас за французских или британских журналистов. В общем граждан тех государств, которые уже несколько дней планово уничтожают военную инфраструктуру полковника Каддафи. Гнев протестующих неминуемо должен был обратиться в нашу сторону.
И толпа двинулась в направлении камер. Но гнев оказался наигранным. Вместо того, чтобы пойти в рукопашную, они расположились перед объективами и стали еще громче картинно кричать. Ну а наиболее горячих, очевидно, успокоила информация о том, что это не французы, а россияне приехали посмотреть, насколько в Египте спокойно и могут ли на египетские курорты вернуться туристы из России.
"Мы русских уважаем. Приезжайте, отдыхайте. Вас тут никто не тронет", - заявил мне один из простестующих и полез обниматься. Церемония примирения была недолгой. Толпа быстро вернулась на исходную позицию и вновь закипела у стен ЛАГ.
Тем временем нас попросили переместиться к черному входу. Ворота открылись и перед нашим взором предстало в иные времена и в другом месте впечатляющее зрелище. На фоне горы мусора в черный лимузин садился генсек ООН Пан Ги Мун. Он только что встречался с коллегой генсеком ЛАГ Амром Мусой.
Однако в революционном Каире на такие мелочи, как горы нечистот, никто не обращал особого внимания. Генсек ООН явно торопился покинуть Тахрир. Как выяснилось, встретили его у входа в штаб-квартиру ЛАГ крайне неприветливо. Лимузин генсека обступила толпа и начала выкрикивать антиооновские лозунги.
Высокопоставленного гостя из Москвы египтяне принимали совсем по-другому. Увидев российский флаг, толпа расступилась и Лавров без каких-либо приключений проследовал на встречу с Мусой. "Пан Ги Мун тут?" - спросил министр генесека, пока они позировали перед камерами. "Только что уехал", - ответил Муса. Сказано это было, правда, так, что стало очевидно: у руководства ЛАГ от прошедших переговоров осталось мало хороших впечатлений.
С одной стороны, именно заявления Лиги стали отправной точкой к принятию последней резолюции Совбеза ООН, опираясь на которую международная коалиция решает задачу по созданию над Ливией зоны, свободной от полетов. С другой стороны, в ЛАГ, как и в России, не скрывают своего сожаления по поводу бомбежек ливийской территории.
По итогам встречи Лаврова с Мусой было подчеркнуто, что ни Москва, ни Лига арабских государств не могут закрывать глаза на жестокости режима Каддафи. Впрочем, и силовая акция против Джамахирии, по мнению участников состоявшихся переговоров, явно далека от идеала. "Абсолютно не приемлемы любые попытки применять военную силу против собственного народа, как это происходит сейчас в Ливии", - заметил Лавров. Но добавил: "Мы рассчитываем, что те, кто стремится помочь скорейшему прекращению кровопролития, будут действовать во благо ливийского народа".
Муса согласился с российским министром, отказавшись, правда, публично рассуждать о том, что, на его взгляд, будет дальше с регионом Северной Африки. А вот российский министр пояснил: "Надеюсь, что события не приведут к развалу государств региона". На эти слова Муса ничего не ответил, но улыбка вдруг пропала с его лица. Видимо, у генсека ЛАГ более пессимистичный взгляд на происходящее. Впрочем, как дал понять Муса , никто в ЛАГ не собирается быть сторонним наблюдателем.
В Египет Лавров приехал, конечно же, не только для того, чтобы обсудить ситуацию в соседней Ливии. Российский министр вчера встретился и с председателем Высшего совета вооруженных сил Хусейном Тантави, с премьером Исамом Шарафом и с главой МИД Набилем аль-Араби. Для Египта состоявшиеся переговоры с Сергеем Лавровым без преувеличения можно назвать жизненно важными. Пустующие тысячи гостиниц ежедневно приносят экономике страны колоссальные убытки.
"Французы, немцы и британцы постепенно начали возвращаться на египетские курорты, - рассказал корреспонденту "РГ" один из сотрудников посольства России в Каире. - А вот россиян всего несколько десятков. Причем все они "зайцы". Введенный Россией запрет на отдых в Египте пока никто не отменял". Нет сомнений, что вчера в Каире все без исключения собеседники Лаврова делали все возможное, чтобы доказать российскому гостю: в Египте спокойно и пора снять официальные ограничения. Но российский министр улетел в Алжир, а заявлений насчет отмены запрета так и не последовало. "Мы рассматриваем этот вопрос", - лишь сообщил "РГ" источник в российской делегации.