Спор о том, быть или не быть федеральному закону о госзакупках, вчера продолжился на Всероссийском форуме-выставке "Госзаказ-2011". Высокие договаривающиеся стороны снова дали понять, что остаются при своем мнении.
Напомним, что в ноябре прошлого года в своем Послании Федеральному Собранию президент страны высказался о том, что в системе госзаказа не все ладно, воровство бюджетных денег достигает триллиона рублей и что закон о госзакупках нуждается в серьезном совершенствовании.
Исторически так сложилось, что у этого закона два куратора - минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба. Пять лет назад они дружно его сочинили, постоянно улучшали, отбивали от нападок недобросовестных чиновников и коммерсантов. И вот сегодня два ведомства оказались принципиальными оппонентами.Антимонопольщики убеждены, что при всех недостатках закон имеет несомненное достоинство, которое ни в коем случае нельзя потерять. Если закон начинать писать с чистого листа, то потери неизбежны. Поэтому, определив болевые точки, ФАС решила пойти по пути совершенствования закона. Экономисты же считают, что о 94-ФЗ надо забыть и все, что связано с госзакупками, прописать в законе "О федеральной контрактной системе" (ФКС), над которым сейчас и работает минэкономразвития.
От детальной аргументации своей позиции стороны вчера воздержались, остановились на самом важном. Глава ФАС Игорь Артемьев не мог не подчеркнуть главные достоинства современной практики госзаказов. Во-первых, это создание единого электронного портала госзакупок, который с начала этого года заработал по полной программе.
|
Видео: Сергей Куксин |
В этом смысле, по мнению Артемьева, проект носит безусловно инновационный характер, что соответствует идеологии развития страны. По его словам, "он нас просто за уши вытаскивает из прошлого века". На едином портале уже зарегистрировано 100 тысяч компаний и порядка 200 тысяч заказчиков. И в ближайшее время количество предпринимателей, участвующих в электронных торгах, по прогнозу ФАС, увеличится до полутора-двух миллионов. По мнению Игоря Артемьева, закон о госзакупках безусловно способствовал развитию конкуренции. Если до него к государственному (муниципальному) заказу допускались в основном свои, "записные" компании, то сейчас на рынок активно выходят новые люди, в том числе малого бизнеса, который в прошлом году освоил 800 млн бюджетных средств.
Чиновников заставят экономить?
О минусах закона глава ФАС тоже не умолчал. "Заказчики продолжают затачивать заказ под конкретного исполнителя", - признал он. "Думаю, что в 2011 году мы сможем предъявить обществу уголовные процессы за картельную деятельность в этой сфере", - отметил он. (Напомним: ранее "РГ" сообщала, что ФАС совместно с правоохранительными органами уже расследует несколько таких дел в Москве.)
Одна из главных проблем, которая пока не решена законом о госзакупках, определение начальной цены контракта. Но, похоже, ни у ФАС, ни у минэкономразвития пока нет бесспорных рецептов решения этой проблемы. Другие решить проще. ФАС, в частности, предлагает: отказаться от запроса котировок, запретить покупать чиновникам товары премиум-класса, определить минимальные требования к качеству товаров, чтобы не покупать рухлядь. При этом ФАС готова отказаться от некоторых своих функций для большей объективности принимаемых решений. В частности, при нарушении процедур проведения торгов, решение о расторжении контракта, по мнению антимонопольщиков, должна принимать не ФАС, а специальная межведомственная комиссия.И еще Игорь Артемьев убежден, что у членов закупочных комиссий (должна быть мотивация что-либо экономить). Сейчас они в этом никак не заинтересованы - надо, считает Артемьев, предложить заказчикам большую премию за экономию бюджетных средств.Резюме главы ФАС: если мы не начнем демонтировать то, что создали, то уже через 5-6 месяцев сможем получить очень хорошие результаты эффективного расходования бюджетных средств. Он призвал коллег заканчивать споры и развивать закон о госзакупках.
Вне контроля
Со своей стороны, замминистра экономического развития Алексей Лихачев считает, что полноценный запуск единого портала - дело действительно большое и оно должно развиваться. Но настоящий прорыв - это план федеральной контрактной системы, "это новое качество и новое понимание регулирования госзаказа". Если 94-ФЗ регулирует только часть процесса закупок, то ФКС - весь цикл, от планирования закупок до реального исполнения заказа под прозрачным общественным контролем за ценами. Пока, по мнению замминистра, в этом цикле есть серые неконтролируемые зоны. Менее всего они контролируются в таких сложных сферах, как НИРы, НИОКРы, где очень трудно объективно оценить потенциального исполнителя. Все эти темные и серые пятна минэкономразвития берется выбелить в законе о федеральной контрактной системе.
Заказ по-столичному
"В целом система госзаказа в России заработала эффективно, но еще требует донастроек", - заявил вчера мэр Москвы Сергей Собянин, открывая форум. Уже половина бюджета мегаполиса - 600 миллиардов рублей - распределяется через его систему. "Это колоссальный ресурс не только для получения услуг, но и для тех, кто ее производит - для строителей, промышленности, торговли и не только Москвы, но и всей страны в целом", - подчеркнул Собянин. Система городского заказа в столице с каждым годом совершенствуется. Число конкурсов с одним участником в последнее время сократилось с 35 до 25 процентов, что означает: "конкуренция в Москве растет". В среднем на один лот приходится 5-6 заявок, хотя еще недавно - не более 3,5. С начала года на торгах начальные цены снизились почти на 10 процентов, а по прогнозам, за весь год удастся понизить затраты города более чем на 12 процентов. С 1 июля 2010 года Москва первой в стране перешла на торги через Интернет, вначале - на площадке правительства столицы, а теперь, как и остальные субъекты Федерации, пользуется общероссийским официальным сайтом. И вот результат: если в прошлом году поставщиков было более 28 тысяч, то в этом их число выросло в разы.
Мэр отметил, что с начала года 96 процентов госзаказа столицы размещалось на электронных торгах. "Электронные площадки, торги - это вершина того айсберга, который должен делать госзаказ, - пояснил он. - В электронной системе мы видим, кто из заказчиков как работает, можем следить за качеством работ".
Справка "РГ"
Годовой объем госзаказа составляет 4 триллиона рублей. За счет проведения торгов по процедурам 94-ФЗ экономия бюджетных средств в 2009 году составила 219 миллиардов рублей, в 2010 году - 269 миллиардов рублей. За 5 лет действия закона удалось сэкономить 1 триллион 68 миллиардов рублей.