23.03.2011 11:00
Общество

Строительство высотного комплекса в Лахте не повлияет на миграцию птиц

Строительство высотного комплекса в Лахте не повлияет на миграцию птиц
Текст:  Игорь Иванов (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №60 (5436)
Читать на сайте RG.RU
Увеличить схему.

Как только стало известно, что проект делового центра "Газпром нефти" будет реализован на берегу Финского залива в Лахте, некоторые экологи выразили озабоченность, что в результате строительства могут пострадать птицы. Однако, по мнению ведущего научного сотрудника биолого-почвенного факультета СПбГУ Дмитрия Ковалева, эта опасность надуманная.

РГ: Дмитрий Николаевич, расскажите - какое значение район Невской губы имеет в миграции птиц и как на нее влияет деятельность человека?

Дмитрий Ковалев: Невская губа - это действительно уникальное место, на Беломоро-Балтийском пролетном пути это одна из крупнейших миграционных стоянок водоплавающих птиц. Ежедневно в Невской губе во время весенних миграций стоят десятки тысяч птиц. В основном это утки, чомги, лысухи, реже - гуси, много лебедей. Происходит это с момента стаивания льда и до середины мая. Птицы останавливаются на мелководье, на глубине до полутора метров, которое простирается на севере от Лисьего Носа до дамбы и далее к Тарховскому полуострову и Сестрорецку. Южное побережье практически все наполнено такими территориями: к ним относятся плавни у побережий парков "Знаменка", "Михайловка" и "Шуваловка", прибрежные воды Петергофа и Ломоносова и далее к Лебяжьему.

Однако сейчас численность птиц в Невской губе сократилась по сравнению с XIX веком в десятки раз. Лет сто назад здесь были их колоссальные скопления, но город сильно повлиял на экологическое состояние самой губы - воды и донных отложений. И такие территории сохранились фрагментарно: есть места, где птицы много, а там, где портовые сооружения или город подходят слишком близко, их мало. Как, например, в устье реки Красненькой, где свалка практически вышла на берег и мелководья практически не осталось. В начале XIX века была стоянка на Собакиной отмели и в районе острова Вольный. Сейчас там ее нет - углублено дно, проведены фарватеры. Еще один пример: Лахтинский разлив. До второй половины ХХ века в весенний период там все было забито птицами, однако после того, как произошло дноуглубление - много грунта с Лахты взял намыв на Савушкина, и там, где были глубины 1-1,5 метра, теперь до 16 метров, - для птиц эта территория утратила свои свойства. Птица уходит в места, где появляются новые плавни.

РГ: А такие появляются?

Ковалев: Конечно. Например, вокруг дамбы, особенно в районе острова Котлин - плавни Котлина во многом заменили те стоянки, которые были уничтожены дноуглублением. Для птиц в целом Невская губа - единый комплекс, они выбирают место в зависимости от условий: времени стаивания льда, ветровой ситуации.

РГ: То есть в Лахте птицы уже не останавливаются?

Ковалев: Нельзя сказать, что эта территория полностью утратила свои свойства, остается Юнтоловский заказник. Пока удается не строить там рядом ничего промышленного, однако и он постепенно теряет свое значение. Лет 50 назад это действительно было уникальное место для птиц, а сейчас этого уже нет - недалеко открыто автосборочное производство, Западный скоростной диаметр тоже представляет для него угрозу. Сейчас Юнтоловский заказник уже не сравнится с тем, что представляет собой Невская губа в целом.

РГ: А решение о строительстве делового комплекса ОДЦ "Охта" на Лахте может повлиять на существующее положение дел?

Ковалев: Десять лет назад, когда только сделали заказник, там тоже планировалось высотное строительство, и мы были против, поскольку считали, что Юнтоловский заказник можно восстановить. Но динамика последних лет показывает, что сделать это невозможно - город активно наступает, так что миграционная стоянка в Юнтоловке утрачивает свое значение. У экологов, конечно, могут возникнуть опасения при первом впечатлении, но этим надо заниматься, надо все посчитать, посмотреть. На мой взгляд, если будут соблюдены все нормы и будут потрачены средства на конкретные природоохранные мероприятия, то большой проблемы я не вижу.

РГ: Высотное здание вообще является препятствием для полета птиц?

Ковалев: Строительство высотных зданий, конечно, может оказывать влияние на движение птиц. Но все зависит от того, в каком месте оно стоит. Если здание строится на перевале, тогда да - птицы летят и сбиваются с миграционных путей. Но у нас нет транзита птиц: в основном это старт и посадка. Кроме этого, разработаны методики отпугивания птиц со звуковыми и световыми эффектами. И само высотное здание, как правило, подсвечено со всех сторон. Конечно, у нас есть туманы, но небольшие звуковые эффекты позволят птицам сориентироваться. Единственная проблема - если будет построена стена из большого количества высотных зданий, которая отгородит Юнтоловку от акватории Финского залива. Но и эту проблему можно решить, проводя компенсационные мероприятия: Юнтоловка утрачивает свои свойства - надо в Невской губе создавать альтернативные территории. Выход из положения - это параллельно со строительством делового центра проводить соответствующие экологические мероприятия. Мы вели переговоры с представителями ОДЦ "Охта" по этому поводу и нашли понимание у инвестора.

РГ: Какие мероприятия вы предлагаете провести?

Ковалев: Из всех акваторий, которые мы давно предлагаем для создания заказников, необходимо сделать федеральную особо охраняемую природную территорию уровня национального парка с охраной, научным и эколого-просветительским штатом. В принципе, город открыт к диалогу. В эту территорию мы предлагаем включить все мелководья южного берега, плавни Котлина и Лисьего Носа.

Параллельно со строительством делового центра на Лахте можно решить много проблем - например, улучшить экологическую обстановку вокруг этого места: там и со свалкой надо бороться, и ужасные очистные сооружения недалеко. Одновременно можно создавать и национальный парк. Такой большой мегаполис, как Петербург, может включать в себя и уже включает природоохранные территории. В Берлине есть такие территории, или прекрасный пример - Хельсинки. Мало того что там есть эколого-просветительский центр - "Викки", там можно посмотреть на огромное количество птиц, обитающих в черте города. В Европе наши северные птицы на прибрежных акваториях, озерах и реках среди всех этих небоскребов плавают и прекрасно себя чувствуют.

Экология Санкт-Петербург Северо-Запад