23.03.2011 00:50
Власть

Алексей Чеснаков: В странах Ближнего Востока большинство оппозиционеров боролись с прошлым, но не за будущее

Текст:  Алексей Чеснаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №60 (5436)
Читать на сайте RG.RU

События в Ливии и Йемене продолжают волну восстаний, начавшуюся в Тунисе и Египте. Обеспокоенность мировой общественности происходящим в регионе порой затмевает куда более важные стратегические проблемы. Причина в том, что специфика внутристрановых конфликтов и их потенциальная опасность для расположенной рядом Европы заставляет действовать по самому простому, но не самому эффективному плану, а именно: добиться прекращения острых конфликтов любыми способами, даже если это будет только видимость их ликвидации. Временность и неустойчивость новых политических конструкций видна невооруженным глазом.

Причины, породившие нынешние конфликты, гораздо глубже, чем кажутся на первый взгляд. Достаточно посмотреть на Ирак и Афганистан, чтобы понимать, что специалисты, предостерегающие США от некоторых действий, были абсолютно правы.

Специфика "новых ближневосточных революций" заключается не столько в мощной энергетике социально-политических катаклизмов, сколько в дефектах строительства системы взаимоотношений между странами региона и связанных с ними внутриполитических систем. Все помнят, что достигнутая огромным трудом несколько десятилетий назад региональная стабильность регулярно давала трещины, но была вполне жизнеспособной. Сделать так, чтобы жизнеспособность обладала еще и возможностью прогрессивных внутренних изменений, не удалось. В итоге вся политическая система в ряде стран начала рушиться из-за морального устаревания.

Примечательно, что момент для эффективного применения политических (дипломатических и не очень, но все-таки несиловых) инструментов в ряде стран был давно упущен. Теперь никаких иных возможностей, кроме военных, у западных создателей ближневосточной конструкции уже не осталось.

Вряд ли сегодня вообще имеет смысл обсуждать, кто конкретно окажется назначенным победителем в этих событиях. В некоторых странах конфликты еще не разрешены, и возможны новые повороты и новые конфигурации политических сил. Крупных перспективных политиков, способных контролировать устойчивые политические силы, пока не просматривается.

Принципиально важно понять, в чем отличие нынешних событий от цветных и даже карикатурных цветочных революций предыдущего десятилетия. В странах Ближнего Востока большинство оппозиционеров старой власти боролись лишь с прошлым, но не за будущее. Их интересовал слом системы, а не строительство новой. Все они ментально гораздо ближе Бен Али, Мубараку и Каддафи, чем новому поколению, которое привело или еще приводит их к власти. Происходящее напоминает скорее племенные и клановые разборки, чем борьбу политических групп, с которыми можно и нужно вести диалог. И самое важное: никто не предлагает разумных рецептов, как, не разрушая действующие средневековые социальные институты, построить современную политическую систему. Внутри многих стран региона уже сформировался или начинает формироваться новый расклад сил. Будет ли он устойчив или нет - покажет время.

Позиция