"Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги..."120 лет назад, в марте 1891 года, высочайшим рескриптом Александра III на имя наследника-цесаревича Николая Александровича вопрос о сооружении Великого Сибирского пути был решен окончательно и бесповоротно.
В мае того же года около Владивостока наследник российского престола торжественно объявил о начале стройки. Впрочем, магистраль начали строить до ее официальной торжественной закладки. Причем одновременно с двух сторон - от Челябинска и Владивостока. Правительство отклонило предложение об иностранной концессии и приняло решение строить дорогу "русскими руками и из русских материалов", а точнее - средствами казны с участием российских заводчиков.
Строительство Транссиба стало одним из самых крупных событий в истории России. В тогдашней прессе писали: "После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги".
Когда речь заходит о Великом Сибирском пути, то в первую очередь подчеркивают его геополитическую, экономическую и социально-культурную роль. Если бы его не построили в свое время, говорят аналитики, то с очень большой вероятностью Россия вряд ли удержала за собой Дальний Восток и побережье Тихого океана - как не смогла она удержать Аляску. Транссиб - это дорога, давшая мощный толчок освоению богатейших восточных районов и вовлекшая их в активную экономическую и социальную жизнь.
Сегодня евразийский транспортный коридор снова находится в центре внимания. Не случайно глава российского правительства Владимир Путин ставит задачу модернизировать Транссиб и БАМ.
- В ближайшие несколько лет потребуется провести модернизацию Транссиба, значительно увеличить пропускную способность БАМа, - сказал Владимир Путин, выступая на межрегиональной конференции "Единой России", посвященной Дальнему Востоку.
- Совместными усилиями мы сможем создать конкурентоспособный транспортный коридор Европа - Азия, - подчеркнул российский премьер-министр.
Идею строительства транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Юго-Восточную Азию выдвинул Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин. По его словам, Союзное государство может предложить мировому сообществу грандиозный проект создания мощного транспортного коридора - проект номер один для развития союзного строительства, для экономического и социального развития России и Беларуси.
- Сегодня, - говорит Павел Бородин, - ежегодный товарооборот между Европой и Азией составляет более 1500 миллиардов долларов. Объем грузопотока только между Европой и странами Юго-Восточной Азии - более 1250 миллиардов долларов ежегодно. Это миллиарды тонн грузов. Они идут преимущественно морским путем через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. Но пропускная способность Суэцкого канала ограничена. К тому же путь из Азии в Европу через Беларусь и Россию намного быстрее и дешевле, чем по морям и океанам. Сравните сами: 40 суток по морю или 7 суток по железной дороге. Поэтому и Россия, и Беларусь могут значительно увеличить свои транзитные доходы.
- Строительство транспортного коридора, - подчеркивает Госсекретарь, - это долговременная программа занятости для миллионов человек в Беларуси и России. Ведь транспортный коридор в наше время - не просто железнодорожная ветка, это совокупность целой сети и железных, и автомобильных дорог, и линий электропередачи, и газопроводов, и всей сопутствующей инфраструктуры: заправочных станций, автомастерских, гостиниц.
Новый белорусско-российский проект создания транспортного коридора из Европы в Азию базируется на прочных исторических основах. Ведь и в создании Великого Сибирского пути в конце XIX - начале XX века активное участие принимали белорусские специалисты и рабочие. Стоит открыть любую книгу, посвященную истории Транссиба, как тут же обнаруживаешь среди инженеров-изыскателей, геологов, инженеров-строителей белорусов и выходцев из Беларуси. Вот, навскидку, несколько имен из книги Александра Хобта "Строительство Транссиба: очерки истории" (Иркутск, 2009). Инженер путей сообщения, участ ник изысканий и подрядчик строительства железных дорог Артур Бонди родился в 1856 году в Гомеле. Карл Богданович (1864-1947) - крупный ученый-геолог, внесший большой вклад в строительство, родился в Витебской губернии. Болеслав Савримович (1836-1905) - инженер путей сообщения, руководитель изыскательских партий для Амурской железной дороги, строитель Кругобайкальской дороги из Ковенской губернии. Леонард Ячевский (1858-1916) - геолог, ученый, принимал участие в геологических изысканиях по линии строительства участков железной дороги в Восточной Сибири из Калишской губернии. Есть и другие фамилии.
Среди рабочих - строителей дороги были сибирские крестьяне, многие из которых осенью и зимой участвовали в заготовке и доставке леса, а весной и летом работали непосредственно на строительстве. А среди сибирского крестьянства было немало белорусов. "В конце XIX - начале ХХ века, - констатирует научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Никитин в монографии "Русская колонизация с древнейших времен до начала ХХ века" (Москва, 2010), - "в Сибирь перебралось много украинцев и белорусов (которых, правда, в то время мало кто отличал от русских)".
- В списках служилых казаков, которые открывали новые "землицы", совершали военные походы, "ставили" остроги, в общем, работали над присоединением Сибири к государству Российскому, мы постоянно встречаемся с таким понятием, как "литва", - говорит мне по телефону из Новосибирска доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории Сибирского отделения РАН Дмитрий Резун. - В XVII веке так называли всех выходцев из Великого княжества Литовского, чаще всего с территории современной Беларуси. Точное число этих людей неизвестно - в исторических трудах фигурируют цифры и в 500, и в 1500 человек из 5-7 тысяч служилых людей в XVII веке. Многие переходили из католичества в православие, принимали русские имена и фамилии, и их не так просто опознать. Для профессионала - это задача увлекательнейшая.
Дмитрий Резун подчеркивает:
- Ранее существовала тенденция считать колонизацию Сибири делом чисто русским, но внимательно вчитываясь в страницы документов, мы совершенно отчетливо видим, что это не так. Колонизация Сибири - это дело общеславянское, в котором участвовали и украинцы, и белорусы. Можно даже сказать, дело европейское, потому что и нем цев было много. Этот процесс может быть поставлен в один ряд с колонизацией Северной Америки, когда люди разных национальностей начинали осваивать новый континент. А для белорусов участие в движении в Сибирь стало импульсом для саморазвития, определенной ступенью в национальном подъеме.