24.03.2011 00:20
Власть

Константин Косачев: Судьбу Ливии должен определять только ее народ

В Госдуме обсудили позицию России по отношению к Ливии
Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №61 (5437)
Читать на сайте RG.RU

Все утро депутаты Госдумы провели, дискутируя о ситуации в Ливии, и разгоряченные спорами они смертельно обидились на главу минпромторга Виктора Христенко.

Искусство недипломатического оскорбления в совершенстве продемонстрировали по отношению друг к другу депутаты Госдумы при обсуждении заявления "О ситуации в Ливии". "Мы выражаем чувство тревоги, сопереживания в связи с огромной трагедией, переживаемой ливийским народом", - заявил председатель Комитета ГД по международным делам Константин Косачев. Он представлял проект, признав, что все думские фракции горячо поддержали эту идею.

Прежде всего Косачев высказался по поводу позиции России во время голосования на Совбезе ООН резолюции 1973, когда РФ решила воздержаться, но не применила право вето. "Воздержаться от голосования - столь же сильный отчетливый сигнал, как и право вето, и поддержка голосования за соответствующую резолюцию. И Россия выбирала здесь не между двумя, а между тремя вариантами действий. И выскажу свою личную точку зрения - я убежден, что это было единственно возможным решением, которое еще будет описано в учебниках дипломатического искусства".

Что же касается нынешней ситуации, то и сейчас глава думского комитета убежден, что еще не весь арсенал дипломатических средств исчерпан, "и одним из таких важных дипломатических инструментов может быть посредничество". 24 марта в Совбезе ООН назначены консультации с докладом генсека и возможны новые решения, сообщил Косачев. А вот удары по объектам, которые никак не связаны с необходимостью установить беспилотную зону, он оценил как нарушение резолюции ООН и "вмешательство во внутренние дела Ливии".

- Судьбу Ливии должен определить только народ Ливии, и в этом главная ценность международного права, - считает Косачев, - мы убеждены, что именно парламентская дипломатия, народная дипломатия должна сыграть важную роль, и поэтому наше постановление после принятия будет направлено во все межпарламентские структуры. "Никакая это не дипломатия, это искусство усидеть на двух стульях, - негодовал коммунист Анатолий Локоть, - мы что, не понимали, что открываем своим "воздержанием" на Совбезе путь к бомбардировкам?" На что замминистра иностранных дел Геннадий Гатилов ответил: "Главной задачей российской дипломатии было добиться незамедлительного прекращения военных действий против народа Ливии, решить гуманитарные вопросы и перевести процесс урегулирования в политическое русло. Мы ставили вопрос об обеспечении безопасности, но ситуация пошла по форсированному сценарию". Он считает важным, что Россия сумела дистанцироваться "от подготовки военной интервенции с непредсказумыми последствиями".

Депутатов, впрочем, интересовали нюансы. Глава ЛДПР Владимир Жириновский предложил оригинальную трактовку причин народных восстаний в Ливии: "Обозленные они, у нас не хватает мужчин - а там женщин, тем более что у мусульман может быть по две-три жены. А так какая революция? Они живут богаче нас с вами".

Несмотря на разногласия, заявление по Ливии было принято.

Распаленные дискуссией по международной политике депутаты Госдумы долго обижались на отсутствие Виктора Христенко, приславшего вместо себя на правительственный час двух заместителей: Андрея Дементьева и Дениса Мантурова. Дементьев под конец не выдержал и заявил: "Министр не пришел не потому, что не хочет отчитаться, он госслужащий и находится на совещании у президента".

Собственно, именно Дементьев делал основной доклад в самых оптимистических тонах: "Мы окончательно перешли от антикризисной проблематике к планомерной работе по созданию обновленного облика российской промышленности". Правда, он вынужден был признать, что хотя производство в обрабатывающей промышленности по итогам 2010 года выросло на 11,8 %, "рост имел восстановительный характер, в промышленности происходит возврат на траектории, заложенные нами в долгосрочных стратегиях развития".

Впрочем, есть отрасли, которые успевают восстанавливаться быстрее других, считает замминистра, "автомобилестроение - яркий пример реализации продуманной стратегии развития, уже почти год, с апреля 2010 года, рост рынка выражается в двузначных цифрах". Что касается программы утилизации старых автомобилей, то выдано 495 тыс. свидетельств об утилизации, и люди уже получили 365 тыс. автомобилей, оставшиеся должны поступить в течение года.

Бурную дискуссию Дементьев невольно спровоцировал, заявив о поддержке сельхозмашиностроения, когда сказал, что в 2010 году тракторов выпущено на 23 % больше, чем в 2009 году. Так, депутат-коммунист Николай Коломейцев, получив слово, подробно рассказывал, какое жалкое существование влачат российские заводы, выпускающие трактора. Дементьев не выдержал: "Выпущено 7566 штук тракторов в прошлом году! В 2011 году выпущены 1473 тракторов - за два месяца! Мы выпускаем столько, сколько можем продать".

Он также оптимистично оценил ситуацию в фарминдустрии, заметив, что здесь у государства, как основного игрока на рынке (30 % госзакупок), есть возможности влиять на ситуацию. Но депутатов, конечно, больше интересовали не цифры, а конкретные цены на лекарства. Этот вопрос посоветовали задать минздравсоцразвития.

Высокие цифры роста демонстрирует, по данным минпромторга, судостроение - на 7,8 %, радиоэлектронный комплекс - 14,1% и авиационная промышленность - 11,3 % по итогам прошлого года. "Единоросс" Валерий Драганов остался недоволен тем, что доладчик "ни слова не сказал о малом бизнесе, ни слова о том, что дебюрократизация экономики идет очень медленно. По-прежнему тот же реальный сектор экономики сталкивается с препонами - мы не можем объяснить, почему предприятия ОПК снова сидят без контрактов".

А еще Драганов предложил наконец-то отказаться от привычных лозунгов: "Я считаю, что пришло время снять с повестки дня застарелый архаичный лозунг "Восстановим российскую промышленность". От чего восстановим?

После какой войны, после каких революций? 20 лет прошло. "Создадим конкурентоспособную промышленность" - вот какой лозунг должен быть".

"Нам действительно нечего поднимать - ничего не стоит на коленях", - одобрил Дементьев.

Госуправление Госдума