24.03.2011 00:35
В мире

Война в Ливии может обернуться глобальным экономическим кризисом

Война в Ливии может поставить крест на попытках реанимировать мировую экономику
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №61 (5437)
Читать на сайте RG.RU

Ливийский лидер Муамар Каддафи пообещал победить ополчившуюся против него западную коалицию любой ценой. При этом не исключено, что максимально "раскошелится" придется не джамахирийцам, а именно Западу.

После начала бомбежек позиций верных Каддафи войск количество вопросов растет, как снежный ком, а вот количество ответов приближается к нулю. К примеру, кто все же рулит западной коалицией? Или начнется ли наземная часть операции? Каков вообще дальнейший план? Является ли сам Каддафи целью бомбежек? И главное - кто в итоге оплатит сотни боевых вылетов и десятки выпущенных в сторону Ливии крылатых ракет Tomahawk?

Британские журналисты подсчитали, что только Великобритания ежедневно тратит на свое участие в операции по усмирению Каддафи более трех миллионов фунтов. При этом подданным Ее Величества те же самые политики, которые приняли решение присоединиться к западной коалиции, не так давно рекомендовали потуже затянуть пояса в условиях жесточайшего дефицита госбюджета. Положение дел в экономике не намного лучше у двух других самых активных бомбометателей, а именно у Франции и США.

При этом никто не знает, как долго придется бомбить позиции несдающегося Каддафи? У ливийцев уже есть неплохой опыт выживания под американскими бомбежками образца 1986 года. Тогда Каддафи остался у власти.

"Мы не знаем, зайдет ли ситуация в тупик. Мы не знаем, насколько будут сокращаться возможности Каддафи. Спросите меня через неделю", - был предельно честен министр по делам вооруженных сил Великобритании Ник Харви. А ведь только за последние сутки самолеты коалиции совершили 300 боевых полетов. Ракет же выпущено почти 200. Иными словами речь уже идет о колоссальных расходах.

Ускорить падение режима Каддафи можно наземной операцией. Харви дал понять, что в НАТО всерьез рассматривается подобный сценарий развития ситуации. Но сухопутная операция лишь увеличит расходы. К тому же многим главнокомандующим из рядов коалиции такой поворот событий может стоить вторых президентских сроков, если из Ливии начнут приходить известия о людских потерях в боях с войсками Каддафи. Это касается и Барака Обамы, и Николя Саркози. Сильно пострадать может и репутация британского премьера. Правда, у него в запасе больше времени до следующих выборов.

Вот почему внутри коалиции никто не хочет брать на себя обязанности предводителя. По этой же причине западные политики не решаются отдать приказ своим наземным боевым частям двинуться на Триполи. К тому же сухопутная война в Ливии фактически противоречит последней резолюции Совбеза ООН, на основании которой было принято решение о начале воздушной операции против режима Каддафи. А ни в Вашингтоне, ни в Париже, ни в Лондоне сейчас нет наделенных властью желающих действовать в обход ооновских "заповедей".

Иными словами все большему количеству экспертов становится очевидно, что Запад просто утопает в песках ливийской пустыни. И выхода их тупиковой ситуации явно никто указать не может.

В этой ситуации коалиции ничего не остается делать, как попытаться увести сидящего перед телевизором гласоподавателя с боевых полей, где реальных успехов в ближайшее время не предвидится, на поля информационной войны. Вот почему на западных каналах разговоры о дальнейших планах сместили рассуждения о том, насколько ужасны дела Каддафи, и как правильно сделал Запад, что напал на него.

Расстрел собственного народа, безусловно, отобрал у главного джамахирийца членскую карту в элитный клуб мировых лидеров. Однако репортажи о спасении двух американских летчиков, самолет которых разбился на ливийской территории, все равно не смогут заставить обывателя перестать задавать себе вопросы. Например, как долго коалиция будет делать вид, что у нее достаточно не только решимости, но и средств довести начатое до конца? И не обернется ли война с Каддафи еще более сильным глобальным экономическим кризисом, чем только что отшумевшая финансовая буря? И тогда будет трудно оспорить "пророчество" ливийского лидера, который уверен, что напавшие на него скоро окажутся "на помойке истории".

Ливия