На Московском вокзале Санкт-Петербурга и на Ленинградском в Москве уже идет создание павильонов для досмотра пассажиров скоростных поездов.
Как отметил вчера на совещании, посвященном вопросам безопасности, начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов, в этих специализированных павильонах будут стоять не только рамки, но и аппаратура для проверки багажа. Фактически речь идет о создании чистой зоны наподобие с аэропортами. Вопрос только в нехватке площадей на вокзалах, которые не приспособлены изначально для досмотра пассажиров, отмечают эксперты. По данным главы РЖД Владимира Якунина, в час пик только через Ярославский вокзал проходит 50-70 тысяч человек.
При таком потоке возникает проблема разделения тех, кто прибыл на вокзал, и тех, кто с него уезжает. По словам Абрамова, понадобятся дополнительные ограждения и для разделения этих потоков и для периметра станции, чтобы на перрон не могли попасть те, кто не хочет проходить досмотр. Всего, по подсчетам РЖД, необходима тысяча квадратных метров для организации нормальной "стерильной зоны" для досмотра пассажиров только высокоскоростного движения, учитывая норму на одного человека около двух кв. метров.
Есть также предложение на привокзальной площади запретить розничную торговлю, ограничить любую предпринимательскую деятельность и запретить парковку. А для тех, кто, не взирая на запрет, ходит по путям, РЖД предлагает, как в США, ввести уголовное наказание. Штрафы, по мнению железнодорожников, не так эффективны. Но пока об этом речь не идет. Зато владельцев инфраструктуры уже с 24 ноября могут начать штрафовать на сумму от 20 до 50 тысяч рублей за несоблюдение нормативов безопасности. По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Касьянова, под наказание попадут те, кто не проведет оценку уязвимости своих объектов, не разработает план по обеспечению безопасности и в течение 6 месяцев не попытается его реализовать на первоначальных этапах.
Пока, правда, речь идет о нормативах, которые еще не узаконены. Но вопрос безопасности острый, поэтому собравшиеся приняли решение не ждать новой версии законодательства, которая должна появиться до конца года. И выйти с предложениями в администрацию президента о подготовке указа, который позволит , например, охранным предприятиям на железной дороге досматривать пассажиров. Предложения будут собраны в первой половине апреля и поданы через минтранс, сказал Якунин.
Замминистра транспорта Сергей Аристов рассказал о новой версии закона о безопасности на транспорте. Он отметил, что в нем будет дана точная формулировка, что такое зона транспортной безопасности, прописана процедура досмотра пассажиров, определена ответственность тех, кто проводит досмотр, а также заложены параметры систем контроля. Фактически обеспечение всех мер безопасности ложится на государственный бюджет, на владельца инфраструктуры и на пассажира, сказал Аристов.
Вопрос, будет ли в цене грузоперевозки заложена безопасность, пока не решен. Однако РЖД уже представило свои предложения в Федеральную службу по тарифам, по формированию стоимости перевозки пассажиров и грузов при включении туда расходов на безопасность. В противном случае, считают в компании, будет невозможно свести концы с концами. Если в федеральном бюджете на безопасность на железной дороге на этот год заложено 4 миллиарда рублей, то только содержание вневедомственной охраны обходится РЖД в 11 миллиардов рублей. Аристов напомнил, что в авиации давно уже существует наценка на безопасность и она незначительна.