25.03.2011 00:07
Культура

Вышла антология западной критики об Александре Солженицыне

На русском языке вышла антология западной критики об авторе "Архипелага ГУЛАГ"
Текст:  Павел Басинский Сергей Минабутдинов
Российская газета - Федеральный выпуск: №63 (5439)
Читать на сайте RG.RU

В Доме Русского зарубежья состоялась презентация книги "Солженицын: мыслитель, историк, художник. Западная критика 1974-2008. Сборник статей", вышедшей в издательстве "Русский путь". Формат презентации был необычен. Скорее это напоминало "круглый стол".

В вечере приняли участие гости из Соединенных Штатов, среди них составитель сборника профессор Эдвард Эриксон, а также российские писатели, исследователи, литературоведы и участники работы над книгой. С российской стороны выступали Людмила Сараскина, Ирина Роднянская, Андрей Немзер, Борис Любимов и другие.

Открывая вечер, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына рассказала об отношении Александра Исаевича к критике в целом. Он не принадлежал к писателям, которые высокомерно делают вид, что критику о себе не читают. Солженицын был как раз очень внимателен к тому, как отзывается его слово в среде профессиональных читателей. Он даже страдал от того, что в силу его судьбы на его родине критика была вынуждена о нем молчать. Тем с большим интересом присматривался к тому, что пишет о нем западная критика.

С 1962 года (публикация в "Новом мире" "Одного дня Ивана Денисовича") до изгнания из CCCР западная критика воспринимала его как героя. По выражению автора одной из статей, "он стал классиком буквально за один день". При этом неверно думать, что мировое признание пришло к Солженицыну исключительно как к политическому борцу. Западные критики вполне понимали художественное значение его творчества. "Солженицын прежде всего великий писатель и лишь во вторую очередь литературная сенсация. Его величие - не в известности, которую он приобрел; будь он посредственностью, вряд ли его судьба заинтересовала бы весь мир".

 
Видео: Сергей Минабутдинов

Разочарование в Солженицыне совпало с его изгнанием из СССР, но связано было с более ранним событием - выходом "Августа Четырнадцатого" на Западе. Этот роман прервал единодушие мнений, и это было вызвано неожиданным для Запада критическим отношением писателя к русскому либеральному движению начала ХХ века. "Роман Солженицына был словно нарочно задуман для оскорбления чувств западных либералов - то есть как раз тех, кто, скорее всего, должен был его рецензировать", - писал биограф Майкл Скэммэл.

Одна из статей, вошедших в сборник, называется знаменательно: "Кто боится Солженицына?"

В то же время критика оказалась не готовой к религиозному подтексту солженицынского творчества, который вызвал у многих критиков раздражение. Один рецензент жаловался: "По сути, роман не выражает ничего, кроме невнятной религиозности автора".

Тем не менее еще в 1970 году русский священник и богослов, живший в Нью-Йорке, Александр Шмеман выступил со статьей

"О Солженицыне", где назвал его "христианским писателем", даже еще не зная, верующий ли человек Солженицын или нет. Это была первая статья, в которой всерьез поднималась проблема мировоззрения писателя.

Тем самым Шмеман породил по сути целое направление в западной критике о Солженицыне, в которой он рассматривался именно в мировоззренческом контексте.

Настоящий сборник представляет западную критику, сфокусированную главным образом на мировоззрении и системе взглядов Солженицына в контексте западной мысли. Центральное место отведено работам, посвященным Гарвардской речи и "Архипелагу ГУЛАГ".

Литература