Новые химические элементы, открытые в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ), пока не имеют имен, а живут под номерами 114 и 116. Первый из них российские ученые предлагают назвать "флеровий", в честь выдающегося физика Георгия Флерова, а второму дать имя "московий".
Право присваивать новым элементам имена имеет только Международный союз по теоретической и прикладной химии (ИЮПАК). Причем он жестко требует, чтобы открытие нового элемента было подтверждено либо аналогичным экспериментом в другой лаборатории, либо с помощью другого, независимого метода. По словам вице-директора ОИЯИ Михаила Иткиса, 114 и 116 элементы такую проверку недавно прошли в лабораториях Германии и США. Так что путь к обретению имен открыт, что может произойти уже во второй половине 2011 года.
- Впрочем, это была и долгая процедура, - сказал Михаил Иткис корреспонденту "РГ". - Например, немцы синтезировали 112-й элемент в 1996 году, и только в прошлом он, наконец, получил имя Copernicuum в честь великого Николая Коперника. Наши публикации об открытии 114 и 116 элементов появились в 2003 и 2004 годы. Надо сказать, что к предложенному академиком Юрием Оганесяном методу получения сверхтяжелых элементов в мире вначале отнеслись скептически, но потом поняли, что он наиболее эффективный. Открытия пошли, что называется, серией - 114, 116, 115 и 113, а в прошлом году 117.
На Земле химические элементы тяжелее урана не встречаются, так как являются радиоактивными, и их ядра давно распались. Именно их и синтезируют сегодня ученые в специальных установках. С середины прошлого века физики-ядерщики всего мира ищут так называемый "остров стабильности" сверхтяжелых элементов. Согласно теории их ядра могут существовать минуты, часы, дни и месяцы, а, может быть, даже миллионы лет.