29.03.2011 00:00

Ильдар Абузяров: Писатели стали актерами литературного театра, которым надо доказывать свое мастерство

Лауреат Новой Пушкинской премии Ильдар Абузяров предпочитает сидеть дома, но не прочь слетать в революционный Египет
Текст:  Илья Толстой
Читать на сайте RG.RU

Ильдар Абузяров родился в Нижнем Новгороде в 1975 году. Этнический татарин. Окончил исторический факультет Нижегородского университета. Публиковался в журналах "День и ночь", "Вавилон", "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов". Недавно были названы лауреаты "Новой Пушкинской премии", которая будет вручаться в мае этого года. Обладателем премии "За новаторское развитие отечественных культурных традиций" был назван Ильдар Абузяров, автор романа "ХУШ" и сборника рассказов "Курбан-роман". Наш корреспондент побеседовал с лауреатом.

Российская газета: Насколько сейчас важны литературные премии?

Ильдар Абузяров: В этом вопросе меня зацепил акцент на "сейчас"... Действительно, насколько сейчас важны премии? Когда-то, к примеру, обладатель Сталинской премии, попавший в список сталинских фаворитов, мог не беспокоиться о своем будущем (ну если, конечно, крыша не съедет и не попрет против вождя), сейчас же премия - это не гарант твоего будущего. Писатели стали актерами литературного театра, которым каждый день нужно доказывать свое мастерство, иначе тебя забудут. И все-таки, несмотря на свою вторичность по отношению к тексту, премии очень важны. Премии сейчас во многом основной двигатель рекламы и продаж. Они делают имя писателю, вводят писателя в некий клуб "признанных". Беру признанных в кавычки, потому что настоящее признание, разумеется, не в премиях. Как сказал один классик, первую половину жизни писатель работает на имя, чтобы потом имя работало на него. Надеюсь, что нашему поколению удастся почувствовать, как это имя работает на тебя.

РГ: Вы следите за тем, что публикуется в литературных журналах и в каком состоянии они находятся?

Абузяров: Конечно, по возможности отслеживаю и новинки литературы, и состояние литературных журналов, которое, к сожалению, не очень удовлетворительное. Толстые литературные журналы дело не прибыльное, поэтому вкладывать в них никто не собирается. Стараюсь читать книги своих друзей-товарищей и в рукописном варианте. Недавно мне прислал свой новый прекрасный роман "Книга без фотографий" Сергей Шаргунов. Захар Прилепин после взятого перерыва готов вновь всех сделать своей "Черной обезьяной". В общем, жизнь и борьба продолжаются, но и проблем на самом-то деле огромное количество. И больше всего меня беспокоит проблема, так сказать, "болотистости". Из-за низких тиражей толстых журналов и большого количества книг пошатнулись все ориентиры. Литература находится в состоянии заболачивания книгами. С одной стороны, толстые журналы так и продолжают держать марку и уровень, и, стало быть, к ним надо стремиться. С другой - публикации в них не приносят никакой ощутимой отдачи. Возникает ощущение депрессии и абсурдности. Но более всего угнетает, что такое состояние оказывается питательной средой для конъюнктуры, плетения интриг и местячковости, что еще больше заболачивает и тормозит литературу. Это замкнутый круг, из которого очень тяжело вырваться.

РГ: Можно ли писать о жизни, сидя дома?

Абузяров: Чехов и Моэм занимались врачебной практикой. Моэм считал, что медицина - бесценный опыт для писателя, ссылаясь как раз на Чехова и во многом ему подражая. А Абэ Кобо чуть не исключили из медицинского института. Диплом ему в результате выдали, но взяв железное обещание, что он никогда не будет практиковать. Вопрос, на мой взгляд, не в том, чтобы обязательно работать или не работать. Главное, чтобы это было естественным. Даже если ты сидишь дома, ты можешь остро переживать происходящее, сопереживать ближнему. А когда в жизнь писателя вторгаются счастье или боль - это происходит без спроса. А специально приобретать какой-то опыт - для того, чтобы было о чем писать, - это по меньшей мере странно. Так может работать, скорее, журналист. Я хочу сказать, какой бы образ жизни ты ни вел, все равно рано или поздно придет нечто такое, что взволнует тебя. Ситуации... Мы все получаем опыт из ситуаций. А где это происходит - значения не имеет. Другое дело, размеренный, созерцательный образ жизни позволяет иногда глубже проникать в суть вещей.

РГ: Выходит, можно писать,не участвуя в общественной жизни?

Абузяров: Что касается меня, то в последнее время я стараюсь увидеть своими глазами и прочувствовать кожей те моменты, на которые у меня нет однозначного ответа.Собственно, поэтому я недавно летал в Египет. Хотел увидеть все своими глазами, пообщаться вживую с демонстрантами и протестующими...