29.03.2011 00:45
Экономика

Виктор Басаргин уверен: жизнеспособность региональных законов о ГЧП может быть проверена только практикой

Виктор Басаргин уверен, что жизнеспособность региональных законов о ГЧП может быть проверена только практикой
Текст:  Наталья Барановская
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №11 (793)
Читать на сайте RG.RU

Масштабные, значимые для государства проекты невозможно реализовать только за счет бюджетных средств, тем более когда лишних денег в государственной казне нет. Нужно привлекать частный капитал. Но какой инвестор станет вкладывать свои кровные, если непонятно, по каким правилам будут компенсироваться расходы, распределяться доходы и какие права на готовый объект он получит? Несмотря на то что механизм государственно-частного партнерства запущен еще в 2005 году, отлаженным его нельзя назвать до сих пор. Какие проблемы возникают при реализации крупных проектов и как их нужно решать, "Российская бизнес-газета" спросила у министра регионального развития РФ Виктора Басаргина.

- Виктор Федорович, какие препятствия, в том числе законодательные, стоят на пути развития государственно-частного партнерства в России? Как эти барьеры сказываются на реализации крупных инфраструктурных проектов в регионах?

- Председателем правительства Российской Федерации Владимиром Путиным была поставлена задача Министерству регионального развития РФ обеспечить координацию усилий участников крупных комплексных общегосударственных проектов. Многие из этих проектов структурированы именно как проекты государственно-частного партнерства.

Наш опыт показывает, что решение многих проблем при реализации таких проектов возможно только на федеральном уровне.

Например, государству для выполнения его публичных функций необходимо построить ряд объектов, которые в силу закона могут находиться только в государственной собственности, а достаточных средств для финансирования этих объектов в конкретный момент времени в бюджете нет. В этой ситуации классическая схема государственного заказа неприменима. В то же время есть инвестор, готовый строить за счет собственных ресурсов на условиях поэтапной компенсации понесенных им расходов после ввода объекта в эксплуатацию.

Очевидно, что такое предложение отвечает интересам государства, так как финансирование за счет бюджетных средств будет осуществлено уже после того, как появится готовый объект. Однако в законодательстве этот вопрос не проработан, и на практике осуществить такую схему оказывается невозможным.

Приведу и другой пример.

Принятые нормы будут способствовать увеличению числа проектов, основанных на принципах ГЧП, в тех регионах, которые уже приступили к использованию механизмов ГЧП, и обратят внимание на преимущества использования ГЧП регионов, в которых до сих пор такие проекты не реализовывались

Бизнес и публичная власть заинтересованы в разработке крупных месторождений. Для развития этих месторождений необходимо создание сопутствующей инфраструктуры, которая ввиду природно-климатических условий нашей страны часто относится к категории особо сложных и уникальных объектов. Инвесторы, осваивающие месторождения, готовы участвовать на паритетных началах и в инфраструктурном проекте, учитывая его капиталоемкость. Таким образом, вопрос о финансировании проекта решен. Однако встает вопрос о распределении прав собственности на построенные объекты, возможности оформления объекта в долевую собственность, последующей эксплуатации такого объекта.

- В каких регионах приняты региональные законы о ГЧП? Как они работают?

- На сегодняшний день законы о государственно-частном партнерстве приняты более чем в тридцати субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем в 22 субъектах Российской Федерации законы о ГЧП приняты только в 2010 году, что, с одной стороны, свидетельствует о стремлении регионов к созданию правового поля реализации ГЧП, а с другой, учитывая то, что указанные законы только вступили в силу, не позволяет сделать выводы об их реальной эффективности. Жизнеспособность региональных законов может быть проверена только практикой.

В то же время и федеральный центр не оставляет без внимания проблему развития ГЧП на региональном и муниципальном уровне. Так, с 2012 года вступят в силу новые правила о предоставлении субсидий на региональные проекты государственно-частного партнерства за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 880. Каждый субъект Российской Федерации получит право на федеральную финансовую поддержку в форме субсидии в случае выполнения требований указанных правил.

Основных требований два. Первое из них - создание и функционирование в субъекте Российской Федерации регионального инвестиционного фонда, по сути аналога "федерального" Инвестиционного фонда, но уже на уровне конкретного региона. Второе условие - наличие конкретных проектов.

Мы надеемся, что принятые нормы будут способствовать увеличению числа проектов, основанных на принципах ГЧП, в тех регионах, которые уже приступили к использованию механизмов государственно-частного партнерства, и обратят внимание на преимущества использования ГЧП субъектов Российской Федерации, в которых до сих пор такие проекты не реализовывались.

- Есть ли в России примеры успешной реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ, коммунальной инфраструктуры? Расскажите о них подробно.

- Доля проектов в сфере ЖКХ среди проектов ГЧП довольно велика, и конечно успешные проекты в этой сфере есть, в том числе среди проектов Инвестиционного фонда Российской Федерации, вопросы предоставления поддержки за счет средств которого относятся к компетенции министерства.

В нескольких субъектах Российской Федерации реализуются проекты с финансовым участием Инвестиционного фонда Российской Федерации, каждый из которых направлен на решение важных проблем в формировании современной коммунальной инфраструктуры и качественное и бесперебойное снабжение населения конкретной территории коммунальными услугами.

К числу таких проектов относятся проекты по развитию водоснабжения и водоотведения, строительству и реконструкции очистных сооружений в Перми, Петрозаводске и Ростове-на-Дону.

Во Владимирской области с 2009 года реализуется региональный проект по развитию системы теплоснабжения стоимостью порядка 530 млн рублей, рассчитанный на 4 года. За первые два года реализации проекта за счет бюджетных средств и частных инвестиций реконструированы 19 участков тепловых сетей, что составляет 5% от общей протяженности тепловых сетей в городе Владимире. Выполненные работы позволили снизить износ муниципального имущества инфраструктуры теплоснабжения более чем на 10 процентов. В настоящее время реализация проекта продолжается в соответствии с паспортом проекта, утвержденным правительством Российской Федерации.

- Как, по вашему мнению, привлечь в ЖКХ масштабные частные инвестиции?

- Минрегион России разработал "Комплексную программу реформирования и модернизации ЖКХ на 2010-2020 годы", которая откроет отрасли доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам. Федеральные средства запустят механизм привлечения частных средств. Расчеты показывают, что ее мероприятия способны привлечь в отрасль более 2,5 трлн рублей от частных инвесторов. Главными элементами системы станут субсидирование ставок по кредитам на модернизацию и создание программ комплексного развития регионов.

В ближайшее время на Президиуме правительства Российской Федерации мы представим План мероприятий по реализации комплекса мер по привлечению в ЖКХ частных инвестиций, включающий в себя мероприятия по переходу к долгосрочному тарифному регулированию, приватизации или передаче в концессию государственных и муниципальных предприятий коммунальной сферы, финансирование подготовки инвестиционных проектов с учетом банковских требований, предоставление долгосрочных бюджетных гарантий.

Инструменты ГЧП, фактически используемые в регионах ЦФО

Инвестиции Минэкономразвития