Президент США отправил своего ливийского коллегу Муаммара Каддафи на свалку истории.
Внеплановое и нетрадиционное обращение к нации, которое Барак Обама впервые сделал, стоя за трибуной Университета национальной обороны США, а не из-за своего стола в Овальном кабинете, оказалось целиком посвящено ситуации вокруг Ливии. В 28-минутной речи, транслировавшейся в прямом эфире американского ТВ, верховный главнокомандующий США разъяснил миллионам американцев, что "Ливия - это не Ирак" и "включать в военные цели США в Ливии смену режима - это ошибка".
Объявив журналистам в Вашингтоне о том, что глава США выступит с обращением к нации в Университете национальной обороны США, пресс-служба Белого дома сразу предупредила пишущую и снимающую братию о том, что приезжать на территорию военного объекта нужно заранее, чтобы оставить время на тщательную проверку автотранспорта. "Досмотр с пристрастием" со стороны секретной службы был организован и непосредственно на входе в зал, где должен был выступать президент. Причем не менее основательно, чем корреспондентов, проверяли многих высокопоставленных офицеров.
Обилие звезд на погонах высших армейских чинов ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США, в большом количестве собравшихся в актовом зале кузницы кадров Пентагона заслушать верховного главнокомандующего, как и множество телекамер, "вживую" транслировавших речь Обамы, недвусмысленно указывало на значимость события.
Действительно, в отличие от своего предшественника Джорджа-Буша младшего, который 8 лет назад объявил нации о том, что Америка вторглась в Ирак, из Овального кабинета, обращение Обамы не из Белого дома призвано было подчеркнуть - речь никоим образом не идет о войне.
Тем не менее Обама не обманул ожидания сидящих перед ним мужчин и женщин в форме, "обнадежив" военных тем, что оборонять Америку вдали от родных берегов им придется еще неопределенное время. Поскольку "США, верные своим ценностям, в отличие от некоторых стран, не будут закрывать глаза на зверства, творящиеся в мире", а "везде, где люди захотят стать свободными - они могут рассчитывать на друга в лице Соединенных Штатов".
Обратившись к нации на фоне звездно-полосатых флагов, Обама зачитал свою речь с огромных телесуфлеров, установленных в конце зала, и напомнил американцам, чего США добились, начав военную кампанию в Ливии, и что еще предстоит сделать. Причем в отношении будущего Обама не был категоричен, пояснив, что хотя "история не на стороне Каддафи", его отстранение от власти "может занять неопределенное время".
Томас Доннелли, директор Центра оборонных исследований Американского института предпринимательства:
- Если США удастся быстро справиться с ситуацией в Ливии, Обама не будет подвергаться атакам политиков слева и справа за ошибки, допущенные в ходе ливийской кампании, а также за то, что он не уведомил конгресс о начале военной операции за рубежом.
Если же конфликт затянется на неопределенное время, президент США рискует не только своим имиджем, но и самим креслом в ходе президентских выборов, намеченных на следующий год. Если Каддафи будет в Триполи в ноябре 2012 года, то Барака Обамы не будет в Вашингтоне в декабре 2012 года.