29.03.2011 00:40
Экономика

При организации проектов ГЧП важно учесть все возможные риски

При организации проектов ГЧП важно учесть все возможные риски
Текст:  Азиз Азизов (старший юрист юридической фирмы CMS)
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №11 (793)
Читать на сайте RG.RU

При организации проектов ГЧП важно учесть все возможные риски

Нехватка бюджетных средств на развитие инфраструктуры, инновационные идеи частного бизнеса и доступность капитала явились факторами развития государственно-частного партнерства в России. Желание создать объект инфраструктуры на принципах ГЧП наблюдается повсеместно как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Однако организовать ГЧП-проект не так просто, как кажется.

Прежде всего надо понимать, что именно государство в лице его уполномоченных органов может инициировать ГЧП-проект, то есть государство должно признать социально-экономическую необходимость в осуществлении того или иного проекта. После того как необходимость проекта обоснована и, соответственно, принято решение государственного органа о реализации ГЧП-проекта, производится детальный анализ его финансовых и технических особенностей. По результатам анализа разрабатывается юридическая структура проекта, соответствующая матрица рисков и контроля и с учетом разработанной структуры принимается решение о реализации проекта.

Ни один современный проект не реализуется без технического, финансового и юридического консультанта

При проведении анализа и разработке структуры проекта государственный орган должен принять тот факт, что проект реализуется именно на принципах партнерства, что предполагает сбалансированность рисков и обязательств сторон. Другими словами, каждый участник проекта несет ответственность и риски в отношении тех обязательств, которые он может выполнить в силу своей компетенции, например, инвестор - в отношении привлечения капитала и управления проектом в целом, строитель - за своевременное и качественное строительство, государство - за своевременное предоставление земельных участков и выплату компенсации в случае непредвиденных обстоятельств.

На практике государственный орган чаще всего даже не может для себя определить, что ему нужно, и только по этой причине старается практически весь перечень обязательств перевести на инвестора, при этом объясняет ему, что и так делает большое одолжение инвестору, что дает возможность заработать. На наш взгляд, важно понять, что от реализации ГЧП-проекта выигрывают все его участники, только если такой проект правильно сбалансирован.

Одним из наиболее важных моментов является отсутствие квалификации и опыта у государственных органов в реализации таких проектов. Важно, чтобы государственный орган смог признать данный факт хотя бы для себя. При этом инвесторы, которые заинтересованы в реализации ГЧП-проектов, а это в основном крупные иностранные инфраструктурные компании, имеют достаточный опыт в реализации ГЧП-проектов и необходимый персонал.

Выход в такой ситуации для органа государственной власти только один - это наем профессиональных консультантов. В принципе инвесторы, которые имеют квалифицированный персонал, также нанимают консультантов в силу других факторов. Но неизменным остается одно: ни один современный проект не реализуется без технического, финансового и юридического консультанта.

При анализе проекта необходимо обращать внимание не только на прямые вопросы, которые касаются самого проекта, но и на любые возможные косвенные детали. Так, при строительстве автомобильной дороги не был учтен фактор нахождения на этой территории лягушек, которые, помимо прочего, были занесены в Красную книгу. При возникновении такой проблемы банки, которые предоставляют инвестору заемное финансирование, потребовали от инвестора и государства построить соответствующий туннель для лягушек. Банки очень щепетильно относятся к экологическим вопросам, поэтому нельзя забывать и о них в том числе.

Затем на основании разработанных технических, экономических и юридических параметров проекта проводится презентация проекта для потенциальных инвесторов (так называемое road-show). На наш взгляд, такая презентация должна быть обязательна до тех пор, пока инвесторы не привыкнут к наличию большого числа проектов в том или ином регионе. Так, в Санкт-Петербурге такие презентации проводятся уже на стадии конкурса, так как город достаточно известен своим подходом к реализации ГЧП-проектов. А в качестве отрицательного примера можно упомянуть один из регионов, который подготовил проект по заключению концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию мусорного полигона. Справедливости ради, проект готовился полностью своими силами и представлял собой достаточно квалифицированную документацию. Конкурс был объявлен, и вся конкурсная документация была размещена на сайте государственных закупок. В результате не было подано ни одной заявки, и организаторам пришлось отменить решение о конкурсе. Получается, что вся работа представителей органов власти была сделана понапрасну.

После презентации проекта и выражения заинтересованности от потенциальных инвесторов государство должно заняться организацией конкурса и разработкой конкурсной документации.

В рамках конкурсных процедур немаловажным является постоянный контакт представителей органов власти с участниками конкурса. Данный контакт позволяет выявлять слабые стороны конкурсной документации и вносить своевременные корректировки. В этом отличие ГЧП-проектов от государственных закупок, где законодательством запрещены любые переговоры.

Бизнес