Снос палаток, издание новых постановлений, регулирующих мелкорозничную торговлю, - вызвали резонанс в обществе. О том, как удержаться в новых экономических условиях предпринимателям малого и среднего бизнеса, рассказала заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Екатерина Соловьева.
- Принято постановление правительства Москвы, которое регламентирует аукционный порядок получения разрешения на размещение объектов мелкорозничной сети. Предприниматели недовольны, как прошли эти конкурсы. Вам не жалуются?
- К нам поступает огромное количество жалоб на то, что неверно составлена конкурсная документация, предвзято рассматривались заявки участников, жалобы на комиссии, которые были созданы при префектурах. Мы проводим проверки фактов, которые изложены в жалобах предпринимателей, готовы будем в ближайшее время озвучить результаты.
- Около метро "Алексеевская" была удобная колбасная лавка на колесах мясоперерабатывающего завода "Останкино". Теперь остается только вспоминать свежую продукцию... Это не перегиб?
- Возможно, и перегиб. Надо смотреть конкретно каждое место дислокации. Фургоны, мобильные объекты необходимы. Но прежде всего надо смотреть схему размещения мелкорозничной сети. Данная схема разрабатывается правительством Москвы. В ней указаны все места, где можно размещать мобильные объекты, ларьки. План размещения согласован с Москомархитектурой, управлением ГИБДД города и другими разрешающими органами. Я не знаю, было ли разрешение на размещение данной палатки около метро "Алексеевская", проверим. Не исключено, что эта машина приезжала на место по решению только производителей продукции. Но в любом случае при организации мелкорозничной торговли в обязательном порядке учитываются и пожелания жителей, которым удобно недалеко от дома покупать продукты высокого качества. Проект размещения ларьков был представлен на сайте правительства города и обсуждался. В том числе и в префектурах.
- Какова судьба стихийных рынков?
- Если говорить о стихийных рынках, знаю, что правительство Москвы идет по примеру Европы, и планируется размещение малого бизнеса, мелкой розницы на первых этажах зданий. Будут активнее сдавать в аренду нежилые помещения по правилам, предусмотренным законодательством. Данные помещения будут также разыгрываться на аукционах среди владельцев малого бизнеса. Мелкий бизнес, таким образом, будет конкурировать друг с другом. И город приобретет более цивилизованный облик. И азиатские страны, и США практикуют такой же подход. Это удобно и жителям, и проезд автотранспорту не загораживают. Все будет упорядочено с точки зрения именно законодательства.
- Магазины на колесах очень распространены в Европе. И цены в таких точках ниже. Можно продавать свежий хлеб, молоко, рыбу... Не стоит от них отказываться! А торговля в арендованных помещениях наверняка удорожает продукты.
- Нельзя, чтобы данные объекты на колесах мешали движению транспорта. Тем более что наши столичные дороги и без того перегружены. Что же касается цен, то с какой стати они полезут вверх? Продукты будут стоить ровно столько, какую цену готовы за них выложить покупатели. Мелких предпринимателей, которые занимаются торговлей, очень много. И если у них будут очень высокие цены, они не выдержат конкуренции.
- Что происходит сейчас с распределением мест под мелкую розницу?
- Как раз недавно прошли конкурсы, есть много обращений от предпринимателей, которые не смогли поучаствовать в торгах, не смогли выиграть. Разноплановые жалобы. Их можно поделить на две категории. Первая - обжалуется порядок проведения конкурса, вторая - обжалуются действия конкурсных комиссий. Есть забавные случаи, когда в некоторых префектурах один и тот же предприниматель подает абсолютно одинаковые заявки на несколько лотов, то есть на разные точки. И одни и те же члены комиссий по разному оценивают одинаковые заявки. На наш взгляд, антимонопольной службе есть с чем разбираться. Мы проводим пока документальную проверку. Запросили данные у префектур. В случае необходимости возбудим дела. Отреагируем на каждое обращение. В защиту предпринимателей выступило московское региональное отделение "ОПОРЫ России". Мы постараемся объективно во всем разобраться и восстановить в правах тех, кого действительно обделили.
Народ, который торгует на стихийных рынках, должен понимать: если ведется незаконная предпринимательская деятельность, то она будет прекращена. В этом случае есть вопросы к тем чиновникам, которые допустил такой беспредел.
- Ну да, эти же торговцы регулярно платят аренду!
- Одно дело платить аренду, а другое, когда человек приступает к какой-то предпринимательской деятельности, он должен понимать, что документы должны быть все "чисты" и торговать надо на законных основаниях. Если документов на размещение данного рынка нет, нет согласований, разрешений, то деятельность такого рынка незаконна. К нам сейчас поступило несколько обращений от предпринимателей, у которых есть все необходимые документы, но управы в отношении них начинают какие-то незаконные действия. С такими фактами мы обязательно разберемся.
- А вам рыночные предприниматели не жалуются на то, что помимо т.н. "белой" аренды, они вынуждены платить и "черную", которая достигает иногда и нескольких десятков сотен рублей в месяц?
- Однозначно такая деятельность должна быть проверена в правоохранительных органах. А те, кто платит эту дань, должны понимать, зачем они это делают. Они просто поощряют бандитский беспредел, вымогательство. У нас есть прокуратура, полиция, обращаться только туда. Мы за рынок, но цивилизованный!
- Что планирует делать ФАС для помощи бизнесу в этой сфере?
- Мы всегда стараемся быть помощниками мелкому бизнесу: объективно разбираться во всех конфликтных ситуациях между бизнесом и органами власти. Наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства по Москве и в целом России, которые ФАС выявляла, происходило со стороны органов власти. Органы власти зачастую препятствуют осуществлению хозяйственной деятельности предпринимателями, мешают развитию конкуренции. Мы возбуждаем дела о нарушениях антимонопольного законодательства, нарушителей привлекаем к административной ответственности, в том числе и чиновников.
- Можно ли найти компромисс между соблюдением законодательства и интересами потребителей? К примеру, где вы сами покупаете хлеб?
- Я - в магазине, который находится недалеко от моего дома. Маленький магазинчик-пекарня, расположенный на первом этаже жилого дома. Очень удобно и невысокие цены. Я считаю, что компромисса между мелким бизнесом и законной деятельностью не должно существовать априори. Нет никаких компромиссов. Мелкий бизнес должен работать только на законных основаниях. Все остальное - нарушение закона.
- Какой будет мелкорозничная торговля к концу 2011 года?
- Надеюсь, что к решению проблемы все подойдут с умом. А не как это было в прошлом году. Рынок города, не в смысле базар, а рынок, маркет, будет цивилизованным, законным, доступным как для предпринимателей, так и для потребителей. Предприниматели для чего работают? Не только чтобы набить свои кошельки, но и чтобы потребители были довольны.
- А куда денутся продавцы со стихийных рынков?
- Надеюсь, что они будут работать в тех точках, которые определит Москва. Верю, что они успешно поучаствуют в аукционах распределения помещений, которые будут сданы им в аренду. Каждый должен занять достойное место на этом непростом и таком нужном рынке.