29.03.2011 00:20
Экономика

Илья Скрипников: Государственно-частное партнерство не укладывается в закон о госзакупках

ГЧП не укладывается в закон о госзакупках
Текст:  Илья Скрипников (эксперт Центра развития ГЧП)
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №11 (793)
Читать на сайте RG.RU

В декабре 2010 года правительством РФ была принята Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности до 2020 года. Программа в том числе призвана выполнить задачи совершенствования законодательства для активизации государственно-частного партнерства (включая энергосервисные договоры) и привлечения частных инвестиций в энергосберегающие проекты.

На первый взгляд, заявленные задачи абсолютно соответствуют вектору модернизации страны через государственно-частное партнерство. Однако как почти сто лет назад сказал В.И. Ленин, "по-прежнему дело стоит так, что мы усердно предлагаем концессии, но ни одной сколько-нибудь серьезной концессии до сих пор иностранные капиталисты не получили, ни одного сколько-нибудь солидного концессионного договора мы до сих пор не заключили".

Принятый в конце 2009 года закон об энергосбережении разрешил участникам энергетического рынка заключать энергосервисные договоры, направленные на снижение уровня потребления ресурсов и выплату вознаграждения частному оператору из сэкономленных денежных средств. В то же время заключение и исполнение такого рода договоров было искусственно "втиснуто" в "прокрустово ложе" закона о государственных закупках, который не является механизмом государственно-частного партнерства.

Таким образом, идеология ГЧП, заложенная в Программе, полностью опровергается самим фактом использования закона о госзакупках, который рассматривается руководством страны как один из самых коррупционных. И даже более. Комиссия по модернизации при президенте РФ активно участвует в доработке "госзакупочного" механизма в энергосбережении: готовятся рекомендованная форма энергосервисного контракта и типовая конкурсная документация для заключения договоров для госнужд. При этом в мировой практике процент госзакупок энергосервисных договоров ничтожно мал по сравнению с количеством контрактов, заключаемых в рамках государственно-частного партнерства.

Можно предположить, что в условиях курса на скорейшую реализацию задач модернизации госзакупки оказались единственным работающим механизмом, который позволял бы незамедлительно приступить к реализации энергосберегающих проектов. В то же время в основе государственно-частного партнерства лежат фундаментальные принципы, которые отделяют его от контрактов для государственных нужд.

Энергетика