29.03.2011 00:48
Экономика

Создание таможенного союза оживило промышленность Уральского региона

Создание таможенного союза оживило промышленность Уральского региона
Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - : №11 (793)
Читать на сайте RG.RU

В марте вступил в строй новый пост Нижнетагильской таможни - Верхнесалдинский. Его открытие - прямое следствие работы Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. О том, как повлияла на экономику региона таможенная интеграция трех стран, "РБГ" рассказал начальник Уральского таможенного управления (УТУ) Владимир Сорокин.

- Владимир Александрович, как чувствует себя промышленность Урала в условиях ТС?

- Введение Таможенного кодекса (ТС), российского закона о таможенном регулировании принесло много положительных моментов. Например, значительно упрощен ввоз технологического оборудования, аналогов которому в России не производится. Сейчас в регион идет целая серия оборудования, которое или совсем освобождается от пошлин, или декларируется по минимальной ставке, плюс еще не взимается НДС. Это мы видим на примере Корпорации ВСМПО-АВИСМА (г. Верхняя Салда Свердловской области), куда совсем недавно была поставлена партия уникального оборудования из Цинциннати, США. На нем будут производиться запчасти из титана для современных лайнеров. Таким образом, на мировой рынок, связанный с самолетостроением, мы будем поставлять не болванки, 90% которых уходит "в стружку", а практически готовые детали.

В связи с увеличением ввозимого на предприятие оборудования и возросшими объемами экспортируемой им на мировой рынок продукции и было принято решение о создании Верхнесалдинского поста. Он будет обслуживать не только Корпорацию ВСМПО-АВИСМА, но и другие предприятия, а в дальнейшем - резидентов особой экономической зоны "Титановая долина".

- В каких еще инвестиционных проектах участвуют уральские таможенники?

- Если рассматривать крупнейшие, то в реализации утвержденного правительством РФ комплексного плана по развитию производства природного газа на полуострове Ямал, предполагающего создание морского пункта пропуска. В перспективе этот пункт будет оформлять ввоз оборудования для строительства завода по переработке природного газа, вывоз сжиженного природного газа. Я бы назвал это мегапроектом, реализуемым в условиях Крайнего Севера на 71 13'60'' северной широты (Полярный круг начинается с 67 северной широты).

Строительство завода по переработке природного газа, аналогов которому сегодня в РФ нет, в рамках проекта освоения Южно-Тамбейского месторождения, а также строительство крупного морского порта в районе поселка Сабетта - важнейший этап освоения природных богатств Севера. Уральское управление, кстати, уникально еще и тем, что в его составе находится единственная таможня, расположенная за Полярным кругом, - Ямало-Ненецкая (г. Салехард).

- В зоне ответственности УТУ находятся и полторы тысячи километров российско-казахстанской границы. Как сейчас здесь обстоят дела?

- Да, наше управление оказалось, можно так сказать, на острие определенных проблем. После создания ТС товары из Казахстана, который всегда являлся стратегическим партнером региона по объемам внешней торговли, перестали оформляться как импортные. В первой половине 2010 года сумма НДС, перечисленная в казну только от оформления казахстанских товаров, составляла примерно 30% всех перечислений по УТУ в целом. Но, несмотря на "выпавшие" доходы от невзимания НДС, нам удалось выполнить контрольные показатели и перечислить в бюджет по итогам года 49,039 млрд руб.

Таможенный союз начал работать в условиях, когда подготовка нормативной базы еще не полностью завершилась. Сейчас мы наблюдаем определенный отток товаров из Юго-Восточной Азии, которые раньше шли транзитом из Казахстана через Курганскую и Челябинскую таможни в центр России. Мы связываем это с тем, что часть наших участников ВЭД ушла оформляться в Казахстан.

Самая главная проблема - непредоставление ими информации о местах таможенного оформления, номенклатуре и стоимости товара, который был оформлен в Казахстане. Поэтому, считаю, возможны варианты ухода от платежей. Пока у нас нет полной информации, нет и стопроцентной уверенности, что все налоговые платежи поступили в российские налоговые органы. Товар идет, он выпущен на таможенную территорию ТС и следует дальше транзитом. А поскольку учета товаров не ведется, то нет и адекватной статистики. Были отмечены факты ввоза товаров третьих стран, прежде всего КНР, оформленных в Казахстане по заниженной таможенной стоимости.

Надеемся, что ситуация изменится к лучшему после вступления в силу Постановления правительства РФ "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС".

Экономика Свердловская область Урал и Западная Сибирь Таможенный союз (ТС)