Наряду с "Коридором КД" Андрея Монастырского, "Показательным процессом" Ирины Кориной, "3D Стерео" группы "Синий суп", "Поле 2. Кум" объединения "Куда бегут собаки" было рассмотрено 287 заявок из 30 регионов.
Долгая скандальная эпопея с выдвижением группы "Война" на государственную премию по современному искусству завершилась победой тех, кто отстаивал права художников и свободных искусств, включая радикальный стрит-арт. По условиям конкурса необходимо согласие авторов произведения на участие в нем. Выяснилось, что эксперты, выдвигавшие акцию на премию, не могут утверждать, что они получили их согласие. Один из них связывался с человеком, который считается другом группы, но в ней не состоит. Другой эксперт и вовсе об этом не думал. Но после того как в Сети появились заявления, что группа от премии отказывается, организаторы попросили художников подтвердить согласие на участие в конкурсе, сказать, кто будет представлять их на вручении премии (хотя бы для того, чтобы премию можно было вручить) и как правильно звучит название акции. Ответное письмо содержало название акции, по поводу выдвижения сообщалось, что авторы не отказываются и не соглашаются, потому что любой ответ - это сотрудничество с властью. Что касается авторства, то художники писали, что у них нет копирайта на акцию и вообще она принадлежит всему народу.
Скандал как стратегия творческого поведения подразумевает непонимание, нарушение коммуникации. Некоторые исследователи, как, например, Максим Шапир, считали, что "непонимание, полное или частичное, органически входит в замысле авангардиста и превращает адресата из субъекта восприятия в объект, в эстетическую вещь, которой любуется ее создатель-художник". Короче, тот, кто делает ставку на скандал, меньше всего ожидает, что ему будут жать руки, обсуждать тонкость эстетического замысла и, не дай бог, еще вручат 400 тысяч рублей призовых. Скандалист ждет, что ему дадут в нос, а он этим же ответит собеседнику, добавив, что тот козел, искусства не понимает. Наконец, выдвижение на художественную премию саму акцию превращает из жеста социальной критики в эстетический хэппенинг. Вряд ли это именно то, чего добивалась группа с таким боевым названием. Их задача - сродни серфингу. Они по идее должны балансировать на грани между искусством и жизнью. Соскользнуть с границы - значит свалиться, потерять "волну". Гадать по поводу их шансов - бессмысленно. До 7 апреля, когда в "Гараже" состоится VIP-церемония вручения "Инновации", ждать недолго. Понятно, что "Война" получила мощную медийную фору. Но нельзя не заметить, что в этом году "Инновация" делает ставку на новое поколение. Причем неизвестным его не назовешь. Группа "Синий суп" уже была призером 2007 года, Ирина Корина в том же году побеждала в номинации "Новая генерация". Объединение "Куда бегут собаки?" из Екатеринбурга показывали свои работы в Москве не однажды. Из игроков-тяжеловесов старшего поколения, которые претендуют на премию за "произведение визуального искусства", - только классик-концептуалист Андрей Монастырский, представивший "сквозной проход" по "Коридору КД".
Как всегда, две премии уже известны. За творческий вклад в развитие современного искусства будут награждены Илья и Эмилия Кабакова. "Инновацию" за поддержку современного искусства получит издатель Герман Титов, благодаря которому опубликованы работы московской концептуальной школы, в частности, группы "Коллективные действия".