Корреспонденты "Российской газеты" выяснили, как и по каким статьям в разных странах судят власть имущих
В истории Израиля подобное произошло впервые. Бывший президент еврейского государства 65-летний Моше Кацав приговорен к семи годам тюремного заключения, двум годам условно и 30 тысячам долларов штрафа, который он должен выплатить жертвам своих преступлений.
Джордж Кара, председатель судебной коллегии тель-авивского окружного суда, который и выносил приговор восьмому президенту Израиля, назвал его "серийным насильником". И действительно, бывшему "первому гражданину государства" вменили в вину два изнасилования, развратные действия, обман общественности и создание помех следствию. Свои преступления Кацав совершал не только на посту главы государства, но и на должностях министра транспорта и министра туризма соответственно в 1988-1992 и в 1996-1999 годах.
Поразительно, но начато расследование было фактически по просьбе самого Кацава. Около пяти лет назад он обратился к юридическому советнику, выполняющему в Израиле функции генерального прокурора, с требованием покарать якобы шантажирующую его бывшую секретаршу, которая впоследствии в полицейских бумагах фигурировала под именем "Алеф". По словам Кацава, эта женщина звонила ему и требовала "возмещения ущерба за причиненные страдания". Скуповатый экс-президент денег платить не пожелал и позже об этом, наверное, не раз пожалел. "Алеф" слов на ветер не стала бросать и обратилась не только в полицию, но и в СМИ. Более того, "Алеф" оказалась не одинока в своих страданиях. За ней в прокуратуру с жалобами на изнасилования и развратные действия обратилась еще одна "Алеф", потом "Бэт", "Гимел" и далее по алфавиту. Всего набралось семь таких женщин.
В итоге показания первой "Алеф", хотя и были признаны правдивыми, но за "давностью лет" не легли в основу судебного обвинения. Зато свидетельств других подчиненных Кацаву женщин для обвинения хватило с лихвой. В принципе у экс-президента была возможность признать себя виновным и избежать тюремного заключения, но он пошел "ва-банк". И проиграл.
Суд над бывшим "первым гражданином страны" и вынесенный ему приговор продемонстрировали силу израильской демократии и судебной системы страны: в еврейском государстве "неприкасаемых" нет.
Вынесенный приговор лишил Кацава всех льгот и привилегий, законодательно предоставляемых бывшему президенту. Правда, ежемесячную президентскую пенсию в 13 тысяч долларов он будет получать и впредь. Начать отбывать свое тюремное заключение Кацав должен 8 мая. Для него уже приготовлена одиночная камера, в свое время построенная специально для убийцы Ицхака Рабина Игаля Амира. Адвокаты Кацава собираются обжаловать судебный вердикт в Верховном суде. Каковы их шансы все же спасти экс-президента Израиля от тюрьмы? С этим вопросом "РГ" обратилась к тель-авивскому адвокату Борису Сторожнику.
- На мой взгляд, шансов спасти Кацава от тюрьмы нет. Но Верховный суд может уменьшить наказание. Не стоит забывать, что одна из тройки судей окружного тель-авивского суда Йегудит Шевах посчитала возможным заменить семилетний срок на четырехлетний, увеличив при этом сумму выплат пострадавшим до 250 тысяч шекелей. Двое других судей - председатель суда Кара и Мирьям Соколов - с ней, однако, не согласились.
Российская газета: Семь лет лишения свободы - это много или мало за совершенные Кацавом преступления, согласно букве израильских законов?
Борис Сторожник: Только по "сексуальной" составляющей преступлений Кацав мог получить до девятнадцати лет тюрьмы. Ведь такого рода действия со стороны высшего должностного лица - открытый вызов обществу. Совершенно справедливо судья Джордж Кара назвал "охотничьими угодьями для ловли самок" все места, где трудился Кацав. По совокупности же он мог получить до сорока девяти лет тюрьмы.
РГ: На что же тогда рассчитывают Кацав и его адвокаты, апеллируя в высшую судебную инстанцию Израиля?
Сторожник: Права Кацава, как гражданина, были серьезно ущемлены, ибо ему, очевидно, не была обеспечена "презумпция невиновности". Во-вторых, обвинительное заключение полностью строилось на доверии словам потерпевших, возражения же Кацава во внимание не принимались. Не думаю, что его адвокаты надеются полностью оправдать своего клиента. Но уменьшить ему тюремный срок шансы у них есть. Правда, небольшие.