31.03.2011 00:20
Общество

В Гродно прошла конференция, посвященная роли образовательной среды в развитии ребенка

Научный подход к развитию личности
Текст:  Иосиф Попко
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №12 (496)
Читать на сайте RG.RU

Как наиболее эффективно построить процесс воспитания детей и молодежи, начиная с детского сада и школы до университета, и не допустить при этом ошибок, которые потом трудно будет исправить?

На этот непростой вопрос дала ответы VIII Международная научно-практическая конференция "Роль и место образовательной среды в непрерывном развитии и саморазвитии личности обучающихся", прошедшая недавно в Гродно. Ее участниками стали ученые и педагоги-практики из Беларуси, России, а также Украины, Польши и Литвы. Координатор проекта "ТехноОБРАЗ 2011" - декан педагогического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, доктор педагогических наук, профессор Виктор Тарантей назвал основные моменты, на которые сейчас нужно обратить особое внимание:

- Сегодня есть ряд нерешенных вопросов: недостаточная разработанность на различных уровнях системы образования понятия и содержания категории "образовательная среда", дефицит научных разработок о ее роли и месте. Поэтому на конференции мы уточнили многие понятия и позиции, обобщили опыт, определили механизм его осуществления, выявили особо проблемные места.

Кроме лекций на конференции прошли мастер-классы с участием ведущих ученых. С большим интересом студенты ГрГУ имени Янки Купалы слушали выступление проректора по учебной и воспитательной работе, заведующего кафедрой госпитальной терапии Смоленской государственной медицинской академии, профессора Олега Козырева. Секретами своей творческой лаборатории поделилась академик Петровской академии наук и искусств, профессор Анна Щетинская из Оренбурга.

Особенность научного форума была и в том, что о своей работе могли говорить педагоги-практики. Преподаватель кафедры педагогики ГрГУ Ольга Солдатова и заведующая детским садом N 18 города Гродно Светлана Хамылева на конкретных примерах показали, как в этом дошкольном учреждении решается проблема развития творческой активности детей.

Одним из ярких эпизодов международной конференции стала церемония вручения атрибутов почетного профессора Гродненского государственного университета имени Янки Купалы ректору Тульского государственного педагогического университета имени Льва Толстого, академику, доктору педагогических наук, профессору Надежде Шайденко.

- Более 20 лет назад ученые двух наших вузов наладили тесные связи. А после того как в 2001 году между гродненским и тульским университетами был заключен договор о совместной деятельности, в работе появилось больше конкретных программ, - отметила Надежда Шайденко. - Обучение в Туле на условиях стационара гродненских аспирантов - одна из них. А теперь в Гродно проходят практику три наших студентки. В перспективе мы хотим наладить такие же тесные связи с Могилевом.

Руководитель проекта с белорусской стороны профессор Виктор Тарантей убежден, что польза от такого сотрудничества пойдет на пользу всем:

- То, что наши будущие преподаватели освоят другую научную школу, безусловно, большой шаг вперед. К слову, тульский университет в системе педагогических вузов России является головным по организации воспитательной работы с молодежью, и там есть чему поучиться. Наши коллеги готовы поделиться своим богатым опытом и проводить совместные научные исследования.

Сотрудничество ГрГУ с университетом Тулы - не единственное направление, которое связывает "купаловцев" с российскими вузами. Сейчас гродненские преподаватели и студенты поддерживают связи с 18 высшими учебными заведениями Российской Федерации, среди них - МГУ имени Ломоносова, электротехнический университет Санкт-Петербурга, университеты Томска, Омска, Иркутска, Воронежа, Красноярская медицинская академия, Российский университет имени Канта в Калининграде. С "кантовцами" налажены тесные связи в сфере туризма и сервиса. По примеру калининградцев в ГрГУ появился новый факультет - туризма и сервиса.

Образование